Эрги (или эги) – одно из наиболее тяжелых оскорблений, бытовавших среди скандинавских народов Эпохи викингов. Эрги высказывалось прилюдно и указывало на то, что объект оскорбления уличен в сексуальной девиации – смене гендерной роли.
Эрги могло быть озвучено только в отношении мужчины, иногда оно предполагало, что объект оскорбления практикует сейд, спа или иное колдовство, являвшееся прерогативой женщин (и, как полагают современные исследователи, связанное с фаллическим культом). Однако к мастерам гальдра и эрилям это не относилось.
Старонорвежское слово «ergi» можно перевести как «немужественный» или «недостойный мужчина». Это форма существительного, как прилагательное слово записывалось «argr». Протогерманский первоисточник «argaz» в старофризском получил форму «erch», в верхненемецком «arg», в исландском «argur». В том или ином виде производные этих словоформ позже использовалась и в других североевропейских языках, переводились как «трусливый», «робкий», «сердитый» или «плохой».
Эрги и хольмганг
Человек, который был назван эрги, приобретал статус нидинга («níðingr»/ᚾᛁᚦᛁᚴᛦ) – это социальная стигма, ставящая объект вне закона и требующая немедленного подтверждения или опровержения обвинения.
Так как юридически оскорбление эрги было достаточным основанием для хольмганга, то за самим обвинением обычно следовал поединок чести. При этом если хольмганг отклонялся обвиняемым, то оскорбление автоматически признавалось правомерным, за этим человеком навсегда сохранялся статус нидинга, он терял все свои права и имущество.
Если же обвиняемый соглашался на хольмганг и побеждал, то из нидинга он становился эаканом (сохранилась только староанглийская форма «eacan»), что значит «несправедливо обвиненный». Такой человек мог требовать виру (компенсацию) с обвинителя, если тот выживал в поединке.
В знаменитом исландском судебнике «Серый Гусь» сказано, что помимо эрги существуют лишь два оскорбления, дающие право оскорбленному убить обвинителя. Это «stroðinn» и «sorðinn», само оскорбление эрги записано в судебнике в форме «ragr». Судебник говорит о том, что за объявлением оскорбления обязательно должен следовать хольмганг, до которого обвинитель получает абсолютную неприкосновенность (по переводу П. Сёренсона и Д. Турвилл-Петре).
Суть эрги и связь с практикой сейда
Предполагается, что чаще всего эрги указывало на гомосексуальную связь обвиняемого, причем оскорбление ставило акцент на его пассивной роли во время полового акта. В контексте этой гипотезы выглядит закономерным тот факт, что мужчина, уличенный в сейде, автоматически становился эрги.
Ведь сейд, по всей видимости, имел сексуальный подтекст, а магические жезлы вёльв действительно могли иметь прямые отсылки к фаллическим культам. При этом женщина, для которой пассивная позиция в сексе естественна, могла осуществлять предсказательную практику, не опасаясь получить тяжелое оскорбление чести и сменить социальный статус.
Тем не менее, на руническом камне Vg 67 из Салеби (Швеция) присутствует надпись «argri koņu», которая может быть переведена как «зловредная женщина». Е. Мольтке в монографии «Руны и их происхождение» указывает, что по всей видимости это тоже жестокое оскорбление, связанное с практикой сейда, но высказываемое в противовес эрги только в отношении женщин.
Эрги в современных языках
Многие современные языки Северной Европы в той или иной форме сохранили исходное старонорвежское слово эрги. Например, в норвежском нюноске есть «arg», а в букмоле и датском языке – «arrig», оба переводятся как «сердитый». В современном исландском используется слово «ergilegur», а в немецком «ärgerlich», оба можно перевести как «проявляющий раздражение» или «гневливый». Ближе всего к оригиналу эстонское слово «arg» и финское «arka», они переводятся как «трусливый» и могут быть отнесены только к мужчине.