Найти тему
Шестеренка

Настоящий авиационный «сумасброд»: Ан-71 или провал перспективного проекта

„Прогресс приходит к тем, кто тренируется изо дня в день. Полагающие на секретные техники ни к чему не придут.“
Морихэй Уэсиба

В восьмидесятых годах было недостаточно высоких лётных характеристик, по типу дальности или скорости. Уже совсем другие перспективы занимали умы высоких военных чинов. Именно во время этого технологического бума, стали зарождаться идеи по типу Ан-71 – самолеты для радиолокационного обнаружения – мониторинг угрозы из воздуха. Только, как бы сильно ученые не проталкивали свои идеи и какими бы прекрасными они не казались для заказчиков, любой проект на какой угодно стадии всегда имеет шанс «не расцвести».

Я выйду за тебя

Ан-71 был не первым в своём роде. «Сумасброд» - как его назвали в США, был предназначен для замены своего предшественника Ту-126, который, к тому времени, уже посчитали устаревшим. Такие вот дела наблюдались в военной промышленности. Каждый раз приходится прыгать выше головы, чтобы придумать что-нибудь новое. Кажется, лучше бы, уж, соревновались за покорение космоса или над созданием лучшей экономики. Можете себе такое представить, чтобы страны конкурировали в том, у кого лучше люди живут и стремились сделать жизнь для всех спокойной и простой. Но, о таком, наверное, даже Манн не писал.

Источник фото: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Antonov_An-71_at_Ukraine_State_Aviation_Museum_(2).jpg
Источник фото: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Antonov_An-71_at_Ukraine_State_Aviation_Museum_(2).jpg

Тем не менее, работа кипела. Конструкторы успели построить два самолёта. Один из них был на базе выходившего прежде Ан-72. У «Сумасброда» было много целей, которые ему поставили заказчики. И хорошая система связи, и обнаружение малозаметных объектов. На его хвосте была установлена круглой формы антенна, чтобы ничто не прошло мимо его внимания.

Скорость для тех времен у самолёта была небольшой – всего половина от сверхзвуковой. Летать он мог не более пяти часов, но по характеристикам отвечал выдвинутым заказчиками условиям. По сути, ничего не могло помешать воплощению этого проекта. Но ведь речь идёт о середине восьмидесятых и приближающихся девяностых. Несмотря на то, что на проект уже успели потратить солидные деньги, о дальнейшей разработке не могло быть и речи. В преддверии распада, мало кто думал о самолётах, вертолётах, кораблях, подводных лодках. Всё это не имело значения по сравнению с тем, что людям приходилось строить новую жизнь, в новых странах (ведь речь идёт обо всех участниках бывшего союза). Правило «первым делом самолёты» в таких условиях не работает.

Точка на проекте

Тяжело представить, каким бы должен был быть проект, чтобы он прошёл все круги ада в начале девяностых. Тогда перед всеми конструкторами закрывали двери, потому что финансовое положение страны, которая собиралась отойти в прошлое, ухудшалось с каждым днём. И уже ничто не могло спасти Ан-71 от неминуемого забвения.

К, слову, обе произведенные машины и по сей день собраны, как будто им сегодня, после обеда, вылетать на испытательные работы. Одну из них хранят в Киевской музее, другая украшает авиапарк производителя.

Вряд ли эта программа подлежит восстановлению. Прошло уже столько лет, технологии заметно изменились. Никаких серьёзных планов у Украины на эти самолёты нет, в большинстве своём, они просто служат украшением для выставок и экспозиций. Вот такая вот произошла модернизация – из военного дела в историю.

Кстати, музей, куда поместили один из самолётов, вмещает в себя десятки образчиков военной авиации прошлого. Чего только не найдешь на большой площадке – от небольших послевоенных истребителей и бомбардировщиков различных поколений, до громадных грузовых самолётов, напротив которых те же истребители кажутся небольшими мухами.

Вот такая вот история Ан-71 - ни убавить, ни прибавить.

Проекты каких самолётов, как вы предполагаете, были напрасно забыты после развала СССР? Пишите ответ в комментариях! А также - подписывайтесь на канал, ставьте лайк)