Найти тему
В поисках красоты

🌺Путешествие online: музей школы Нанси - центр французского модерна, о котором мало кто знает

Мир прекрасного многогранен и изменчив, подобно природной стихии он то становится романтично возвышенным, наполненным нежными пастельными тонами и плавными линиями, то превращается в ураган токсичных красок и эксцентричных идей.

В его истории был лишь один краткий миг гармонии, когда эта странная двойственность исчезла, красота была абсолютной, а искусство наполнило все формы человеческого бытия, превратив его в единое царство декора — царство Модерна.

О феномене этого явления написано и сказано очень много — наверное нет ни одного человека, кто не имел бы пусть и весьма отдаленного представления о хрупких драгоценных бабочках Рене Лалика, лесных феях и нимфах Альфонса Мухи или о монументальных творениях Антонио Гауди.

Им Модерн обязан своей славой, но не своей популярностью — настоящую жизнь он обрел благодаря именам более скромных художников, дизайнеров и декораторов. Хотя родиной Модерна по праву считается Англия, в частности так называемое течение «Искусства и ремесла», под эгидой Уильяма Морриса (об этом я подробнее расскажу в одной из следующих частей данного цикла), по-настоящему глобальный размах этот стиль конечно приобрел во Франции.

Гостиная на вилле "Мажорель". музей школы Нанси
Гостиная на вилле "Мажорель". музей школы Нанси

Да, я уже догадываюсь о том, какие мысли появились в вашей голове: Музей Орсэ — крупнейшая коллекция предметов декоративного искусства эпохи Арт Нуво (именно такое имя Модерн получил во Франции).

Но, спешу вас разочаровать: прелесть виртуального путешествия в том, что его можно не ограничивать рамками одного города, страны или региона, а потому я предлагаю вам отправиться на экскурсию в менее известное, но более значимое в рамках истории модерна место - «Музей школы Нанси».

Когда началось возвышение модерна, Париж без сомнения оказался в центре этой прекрасной революции, но вторым по значимости стал в общем-то скорее промышленный регион — Лотарингия, а конкретнее — город Нанси.

На рубеже веков здесь возникает поначалу относительно спонтанное течение «Провинциальный альянс художественной промышленности» (о том какая связь была между прагматичным техническим прогрессом и утонченным модерном можно подробнее узнать моем сайте), который в 1901 году был переименован в «Школу Нанси».

Главными своими целями представители школы считали поиск и использование таких приемов и сюжетов, которые способны были бы объединить рациональную реальность с утонченной декоративностью, пропаганду нового искусства, повышение значимости художественной индустрии, в том числе за счет создания музеев. И в этом они вполне преуспели.

На сегодняшний день Музей школы Нанси обладает одной из самых выдающихся и масштабных коллекций произведений декоративного и монументального искусства эпохи Модерн. Более того, в его распоряжении целое здание — вилла «Джика» или вилла «Мажорель», над архитектурой, дизайном и обстановкой которой трудилась целая плеяда выдающихся деятелей Арт Нуво.

Вилла "Джика" или "Мажорель", музей школы Нанси
Вилла "Джика" или "Мажорель", музей школы Нанси

Конечно, сайт музея не дает возможности изучить все шедевры коллекций, равно как и взглянуть на помещения виллы, но те немногие экспонаты, которые доступны в виртуальном пространстве по-настоящему прекрасны и вполне достаточны для создания представления как о богатствах музея, так и о красоте культурного направления в целом.

Особый интерес лично для меня представляли произведения таких деятелей школы Нанси, как Луи Мажорель, Эмиль Галле и братья Daum.

Луи Мажорель (1859-1926) — один из основателей «Школы Нанси» и наряду с Галле самый яркий ее представитель. Первоначально на своей фамильной мебельной фабрике в Нанси он создавал традиционную мебель с элементами рококо, однако даже этот чрезмерно роскошный стиль был неспособен воплотить все его идеи. Мажорель искал нечто более динамичное и вместе с тем — изысканное и утонченное. Эти поиски в конце-концов привели его в прекрасный мир Модерна.

Превращая деревянную мебель в предметы искусства, благодаря плавным растительным узорам и изящным цветочным рисункам, созданным с помощью многочисленных инкрустациий из драгоценных пород дерева, Мажорель стремился достигнуть совершенства в элегантности и пластичности формы.

К сожалению его мастерские и мебельный завод, восстановленные после первой мировой войны, не смогли пережить первый мировой экономический кризис и сегодня единственные немногие сохранившиеся шедевры этого мастера можно увидеть только в самых крупных музеях (например: в музее декоративного искусства города Парижа). Исключение - музей школы Нанси, в котором собрано сразу несколько произведений Мажореля.

Мебельный гарнитур "Водная лилия", Луи Мажорель, из экспонатов музея школы Нанси
Мебельный гарнитур "Водная лилия", Луи Мажорель, из экспонатов музея школы Нанси

Так, на сайте музея можно полюбоваться мебельным гарнитуром «Водяная лилия» - это строгий образчик изысканной роскоши красного дерева, обрамленного изящной позолотой медных лилий. Даже при очень пристальном изучении сложно понять в какой момент металлические цветки впервые проявляются на деревянном корпусе — кажется, что они в буквальном смысле слова вырастают из него.

Но главным экспонатом, иллюстрирующим творчество Луи Мажореля в эпоху его союза со школой Нанси, так же отчасти доступным для изучения на сайте, безусловно является вилла «Джикка». Хотя Мажорель и поручил ее архитектурный дизайн и строительство своему менее известному компаньону — молодому парижскому архитектору Анри Соважу, внутренний декор, мебель, парадную лестницу он делал сам.

В частности, на сайте представлен один из комплектов мягкой мебели — опять строгий, но по-настоящему элегантный художественный шедевр, каким-то непостижимым образом соединяющий в себе простоту форм, спокойный блеск светлого бархата и изящные изгибы, тонкие плавные линии и причудливые закорючки растительного узора.

Мебельный гарнитур, вилла "Джика", Луи Мажорель, из экспонатов музея школы Нанси
Мебельный гарнитур, вилла "Джика", Луи Мажорель, из экспонатов музея школы Нанси

А еще на сайте можно увидеть созданные Мажорелем настольные лампы и люстру — с 1898 года он активно сотрудничал с мастерами стекольного производства, и в первую очередь — с братьями Daum. Видимо такой податливый и выразительный материал как стекло, позволял воплощать ему самые смелые фантазии, легкость, пластичность и изменчивость которых не способны были передать ни дерево, ни металл…

Слева: лампа "Одуванчики", Daum-Мажорель, 1902 год, из экспонатов музея школы Нанси. Справа: лампа "Опунция", Daum-Мажорель, 1902 год, из экспонатов музея школы Нанси
Слева: лампа "Одуванчики", Daum-Мажорель, 1902 год, из экспонатов музея школы Нанси. Справа: лампа "Опунция", Daum-Мажорель, 1902 год, из экспонатов музея школы Нанси

Братья Daum. Жан Луи Огюст и Жан Антонин Daum были владельцами стекольной фабрики и подобно Мажорелю принадлежали к классу потомственных ремесленников Лотарингии. Вдохновленные идеями и творчеством Эмиля Галле они в 1891 году открыли на фабрике художественную мастерскую для создания декоративных предметов с использованием разработанной ими новаторской технологии.

В частности ими был разработан метод, при котором разноцветные стекла особым образом сплавлялись, в процессе образуя сложный рисунок и форму. Дополнительно к этому при создании своих шедевров Daum активно использовали и другие, более известные технологии: красящие порошки, аппликации, ковку, гравировку...

Ваза "Нарцисс", Daum, из экспонатов музея школы Нанси
Ваза "Нарцисс", Daum, из экспонатов музея школы Нанси

В результате получались изысканные предметы декора, сочетающие в себе гибкость, изящность, хрупкость и богатство красок. Более 150 из этих сокровищ, созданных в период с 1891 по 1920гг. сейчас экспонируются в Музее школы Нанси. (более подробно с историей дома Daum можно ознакомится в этой статье)

В числе тех из них, что представлены на сайте, особенное впечатление на меня произвела ваза «Зимний пейзаж» - тонкое прозрачное стекло, лишенное каких бы то ни было красок и скромный рисунок зимнего пейзажа в строгом черном цвете, создают иллюзию оконного стекла, покрытого наледью, через которое можно наблюдать за окружающим пейзажем — одиноко стоящим деревом и несколькими скрюченными кустиками.

Подобный сюжет скорее всего не вызвал бы сочувствия или восхищения, если бы не изящная гравировка в форме прекрасных цветов, оттеняющая общую картину и иллюстрирующая не только красоту и натуралистичность нового стиля в искусстве, но и его глубокий символизм. В итоге простая ваза — хрупкое стеклянное изделие, лишенное всякой утилитарности, превращается в полноценное художественное произведение, иллюстрирующее стойкость и красоту жизни, ее способность к возрождению.

Ваза "Зимний пейзаж", Daum, из экспонатов музея школы Нанси
Ваза "Зимний пейзаж", Daum, из экспонатов музея школы Нанси
Подобная глубина и символичность была характерной чертой стиля Модерн — так или иначе она присутствует в творчестве практически всех его видных деятелей.

Мебельщики, ювелиры, ткачи, модельеры, кузнецы — все они под влиянием этого прекрасного стиля превратились в художников, стремящихся выразить через доступные им техники и материалы красоту и изменчивость окружающего их мира природы, попытаться примирить его с господствующим рационализмом и промышленным производством.

Они создавали изящные металлические решетки, придавали деревянным изделиям форму причудливых растений, а ткани и ювелирные украшения населяли невероятным количеством цветов, птиц и разноцветных бабочек. Они открывали новые технологии и прибегали к помощи совершенно немыслимых прежде материалов, комбинировали и сочетали их во всех возможных вариантах. Однако ни один из этих самых материалов не смог воплотить всю красоту, легкость, изменчивость и символичность нового стиля так, как стекло.

Одним из тех, кто осознал все преимущества стекла в ряду других художественных средств выражения был великий ювелир эпохи Модерна — Рене Лалик, который предпочтет этот скромный материал куда более роскошному миру ювелирных украшений. Но самым первым художником, открывшим миру всю красоту стекла, всю его многогранность и многоликость без сомнения был Эмиль Галле (1846-1904).

В 1874 году он возглавил отцовскую фирму по изготовлению стеклянных изделий, а уже в 1878 году удостоился признания и славы на Парижской всемирной выставке, которые сопутствовали ему на протяжении всего последующего периода творчества, вплоть до самого конца.

Ваза, Эмиль Гале, из экспонатов музея школы Нанси
Ваза, Эмиль Гале, из экспонатов музея школы Нанси

Причиной подобной популярности стали два важных фактора:

  • 1 — Эмиль Галле, как и другие гении модерна активно использовал новые техники: «лунный свет» - подкраска оксидом кобальта, придающими стеклу сапфировый оттенок, многослойное стекло, создающее иллюзию камеи из прозрачного камня; «стеклянные маркетри» - инкрустации из фольги, включенной в горячую стеклянную массу, и многие другие;
  • 2 — В своих изделиях он чаще всего обращался к растительным и природным мотивам, особенно к цветам, благодаря чему его стеклянные шедевры получали плавную и изящную форму, яркий, насыщенный рисунок и неповторимую красоту.

Однако применительно к истории школы Нанси его имя имеет еще куда более важное значение — будучи одним из самых ярких деятелей французского модерна, Эмиль Галле вместе с тем был еще и представителем промышленников города Нанси. Он родился и вырос в этом городе, здесь же располагалась семейная фабрика Галле, здесь же он создал свои шедевры, и здесь же удостоился чести стать председателем самого яркого художественного объединения эпохи модерн - школы Нанси».

Слева: люстра "Луковица", Эмиль Галле, из экспонатов школы Нанси. Справа: лампа "Ombelles", Эмиль Галле, из экспонатов музея школы Нанси
Слева: люстра "Луковица", Эмиль Галле, из экспонатов школы Нанси. Справа: лампа "Ombelles", Эмиль Галле, из экспонатов музея школы Нанси

Естественно, что более половины всех экспонатов музея школы посвящены именно творчеству Галле. Из тех же, что демонстрируются на сайте самыми интересными, с моей точки зрения, являются два.

1 — Кубок «Французская роза» - самый прекрасный образчик творчества Эмиля Галле, своеобразная ода известному цветку, запечатленная в изящном блеске разноцветного стекла. В ней странным образом соединились все лучшие качества этого своеобразного материала.

Так, грациозная форма чаши в виде цветочного венчика едва ли могла бы покорить или удивить кого-то, если бы ее холодный блеск не создавал такого завораживающего контраста с ярким красным бутоном, настолько живым и реальным, что кажется будто это настоящий цветок, по воле случая оказавшийся вплавленным в стеклянную массу.

Благодаря этой иллюзии каждый может увидеть в этом шедевре что-то свое: кто-то хрупкий цветок на водной глади, кто-то — символ стойкости и красоты жизни, кто-то — просто рубиновый блеск изящных стеклянных лепестков, а кому-то может почудиться холодное дуновение осеннего ветра и шелест опадающей листвы….

Кубок "Французская роза", Эмиль Галле, из экспонатов музея школы Нанси
Кубок "Французская роза", Эмиль Галле, из экспонатов музея школы Нанси

2 — Кровать «Рассвет и сумерки» - это не просто пример, того, что настоящий гении никогда не ограничивает себя в поиске материала и средств самовыражения, а еще и последняя работа Галле. И хотя дизайном мебели он увлекся еще в 1880-х годах (следствие его дружбы с Луи Мажорелем — оба мастера учились друг у друга, заимствовали приемы, технологии и сюжеты), именно этому шедевру была уготована самая долгая жизнь и самая яркая слава.

Благодаря инкрустациям и вставкам из драгоценных пород дерева и перламутра простая кровать превратилась в произведение искусства со своей символикой и эстетикой.

Кровать "Рассвет и сумерки", Эмиль Галле, из экспонатов музея Нанси
Кровать "Рассвет и сумерки", Эмиль Галле, из экспонатов музея Нанси

Первое, что обращает на себя внимание — роскошное изображение полудрагоценной бабочки, чьи крылья словно в приветствии распахнуты на встречу новому дню, новой жизни, рассвет которой едва проглядывает между ее роскошных крыльев.

В изголовье же над сумеречным пейзажем в ожидании замер ночной мотылек, словно стражник, охраняющий царство сна и мрака. Галле удалось соединить два пейзажа в одном художественном произведении, наполнить их жизнью, совершенно разным светом, используя при этом лишь дерево и перламутр.

Конечно две эти работы не могут в полной мере отразить всю глубину творчества знаменитого мастера. Но они позволяют увидеть самое главное — декоративность, изящество, символизм и странную двойственность присущую как ему, так и всему стилю Модерн в целом.

Двойственность эта выражалась прежде всего в слепом поклонении Модерна истинно природной красоте с помощью достижений и материалов промышленности.

К сожалению в итоге красота оказалась не способной противостоять силе и напору рациональности, главным оружием которой были практичность и минимализм, в отличии от прекрасных шедевров модерна, доступных любому желающему. И теперь прекрасный мир драгоценных бабочек, стеклянных цветов, металлических деревьев, изящных нимф стал лишь еще одним достоянием истории…

Утешает лишь то, что насытившись доступностью икеевского минимализма, люди все чаще и чаще обращаются к этой эпохи в поисках душевного покоя и красоты….

Для тех, кто прямо сейчас хочет почувствовать легкое обаяние фанцузского модерна ссылка на сайт музея «Школы Нанси»: https://musee-ecole-de-nancy.nancy.fr/accueil-2676.html

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺

Интересные статьи о малоизвестных музеях: