Здравствуй и прощай. СССР, 1973. Режиссер Виталий Мельников. Сценарист Виктор Мережко. Актеры: Людмила Зайцева, Олег Ефремов, Михаил Кононов, Наталья Гундарева, Виктор Павлов, Борислав Брондуков, Александр Демьяненко и др. 16,1 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Киновед Наталья Милосердова писала, что сценарий Виктора Мережко предоставил режиссеру Виталию Мельникову («Начальник Чукотки», «Старший сын» и др.) «благодатную возможность соединить мелодраму с комедией. Фильм подкупал поразительной достоверностью, самобытностью и наполненностью существования героев. Такого эффекта проникновения в среду Мельникову удалось добиться, поселив съемочную группу во время работы над фильмом среди реальных жителей кубанской станицы» (Милосердова, 2010: 304). Милосердова Н. Мельников Виталий Вячеславович // Кино России. Режиссерская энциклопедия. Т. 1. М.: НИИК, 2010. С. 302-306.
Берегите мужчин. СССР, 1983. Режиссер Александр Серый. Сценарист Марина Акопова. Актеры: Нина Русланова, Леонид Куравлёв, Александр Вокач, Александр Лазарев, Наталья Селезнёва, Римма Маркова, Нина Агапова, Марианна Стриженова и др. 16,1 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Эта комедия стала, увы, последней работой режиссера Александра Серого (1927-1987), которого зрители до сих пор обожают за «Джентльменов удачи».
Зрители смотрели комедию «Берегите мужчин» очень даже неплохо, а вот кинокритикам она совсем не понравилась.
К примеру, Юрий Богомолов в «Советском экране» завершил свою рецензию на этот фильм так: «На Западе, где синтезируют фуфлон, синтезируют и антифеминистические сатиры. Одна из них запала в память. Не помню названия, помню, что мужчина, которого играет Марчелло Мастроянни, забеременел. Это, конечно, крайность. Мужчина, которого играет Леонид Куравлев, уберегся. Это хорошо. Худо, что женщине, которую играет Нина Русланова, кажется, больше не грозит подобное: мужа надо делать профессором, генератор доводить до кондиции. До такого еще никто и нигде на додумывался. Мало того, что «ля мужик» обабился, так еще и «ля баба», простите, омужичилась. Это крайность, с которой А. Серый и М. Акопова, не щадя собственного профессионального достоинства и чувства юмора «ля зрителя» (независимо от пола, возраста и социального происхождения последнего), борются» (Богомолов, 1983; 7). Богомолов Ю. Между нами мужчинами…// Советский экран. 1983. № 7. С. 6-7.
В итоге судьба комедий «Здравствуй и прощай», «Берегите мужчин», в год проката собравших по 16 миллионов зрителей, оказалась разной. Первую зрители с удовольствием вспоминают в и XXI веке, вторую, похоже, почти забыли…
Александр Федоров, 2020