Вокруг жанра фэнтези бродит довольно-таки много мифов самого разного толка. Давайте посмотрим на самые распространенные из них.
1️⃣ Жанр фэнтези придумал Толкин. До него, дескать, существовали разные народные сказания, он это собрал воедино, переработал и вуаля – готов совершенно новый жанр.
Этот миф, на мой взгляд, является самым распространенным. Правда же в том, что фэнтези как жанр оформилось задолго до Толкина чей «Хоббит» вышел только в 1937 году, а Властелин колец так и вовсе в 1954.
📌 Существуют разные точки зрения касательно того, кого именно можно было бы назвать основоположником жанра. Согласно двум самым распространенным это будет или Джордж Макдональд со своим «Фантастес. Волшебная повесть для мужчин и женщин» (середина 19 века) или Лорд Дансени, выпустивший первую книгу в 1905ом.
🔺 Да, эти имена уже ничего не скажут современному читателю – но есть и примеры написанного до Толкина фэнтези, которые известны абсолютно всем. Например, Конан-варвар Роберта Говарда. Или Фрэнк Баум - «Великий чародей страны Оз».
- Если интересно почитать про дотолкиновское фэнтези подробней, то вот ссылка на посвященную этому статью.
2️⃣ Следущий миф о фэнтези заключается в том, что в жанре, как считается, обязательно должна быть магия.
Это тоже не так.
То есть, конечно, волшебство в фэнтези присутствует очень часто – но, всё-таки, не всегда. Во-первых, есть такой жанр как низкое фэнтези – его особенность именно в том, что перед нами мир с минимальным присутствием волшебного.
Низкий процент магии – отсюда и такое название.
📌 Примером может послужить первая половина ПЛиО, когда мы наблюдаем практически средневековые разборки чистой воды – и лишь где-то очень далеко, на несколько процентов общего повествования, есть драконы с белыми ходоками.
Во-вторых, есть фэнтези где магии нет вообще! Совершенно! Например трилогия «Полкороля» Аберкромби. Выдуманный средневековый мир но никакого волшебства. Или, у него же, «Герои» - тут действия происходят уже в мире где есть магия, но в самой книге вы её не найдете.
3️⃣ Дальше. Фэнтези это средневековье. Часто – да, так уж сложилось. Но отнюдь не всегда. Вы можете почитать фэнтези где сконструирована практически любая эпоха.
✔️ Например, Джанго Векслер и его «Тысяча Имен» - ориентировочно время можно сравнить с нашим 18-19 веком. Большая часть городского фэнтези – 20 – 21 век. Стимпанк – фэнтези – викторианская, примерно, эпоха.
4️⃣ Дальше. Фэнтези это что-то про приключения и войны. Герои куда-то иду, кого-то побеждают и так далее. Отнюдь, далеко не всегда.
Жанр развивается, эволюционирует и на данный момент очень разнообразный.
✔️Есть книги с упором на психологию и философию, взаимоотношение персонажей. «Ведьмин век» Дяченко, как пример. С другим антуражем вы вообще, возможно, отнесли бы роман к другому жанру.
✔️Или фэнтези - детектив. Очень распространенный поджанр. Как пример Павел Корнев и его «Город Осень».
✔️Или социальное фэнтези – Святослав Логинов, «Многорукий бог далайна».
Все приведенные примеры невероятно далеки как от классического «герои идут из пункта а в пункт б» так и друг от друга - это совершенно разные поджанры в рамках фэнтези.
5️⃣ Та же самая история с обязательной борьбой Добра со Злом. Когда-то, да, фэнтези действительно рассказывало преимущественно о таких вещах. Но это было довольно давно, сейчас всё иначе.