К нам обратились партнеры с вопросом: в сфере дизайнерских услуг часто бывают ситуацию, когда заказчик и исполнитель не могут придти к компромиссу самостоятельно. Что делать?
Дизайн и красота видится всем по-разному. Один заказчик, признавая, что у него нет "вкуса", доверится полностью профессионалу, другой же - распишет и опишет своё видение пространства до мелочей. Соответственно, это совершенно разные подходу к делу.
Поэтому - если вы с самого начала понимаете, что, несмотря на замечательное портфолио, "контакта" с дизайнером нет - не работайте с ним. Найдёте другого. Тоже самое и для исполнителей - не работайте с теми, с кем изначально конфликт. Дальше будет только хуже.
Будет странно, если ваше "Хочу, чтобы было красиво" примется дизайнером, как должное. Тех.задание должно прописано до мелочей!
Красота у всех разная.
Не менее важно прописывать и сам функционал элемента дизайна. Еще лучше - поискать нечто подобное в сети и скачать изображение. Если тех.задание не согласовано, не подписано, то его и не существует.
Чтобы избежать недопониманий - созванивайтесь, переписывайтесь, встречайтесь постоянно. Согласовывайте промежуточные работы, подписывайте соответствующие акты: заказчик претензий не имеет, исполнитель получил аванс или частичную оплату. Не ленитесь!
Пишите подробные договоры: в рамках одного проекта - не более пяти правок, например. Если дизайн совсем вообще не нравится - должно составляться письменное, аргументированное объяснение. Не просто "мне не нравится".
На что заказчик будет ссылаться? На свои собственные запросы, прописанные в тех.задании. Если его нет - значит дизайнеру он всецело доверял. Но не будет забывать про существенные и несущественные изменения: заказчик на итоговой стадии попросит внести такие изменения, которые заставят вас всё начинать с нуля.
"Принять и оплатить работы" - это обязанность клиента, а не его право. Объясните клиенту, что дизайнер не обязан работать до момента "пока не понравится", работа есть работа и она должна оплачиваться.
Следующий важный вопрос: сроки. Общий срок проекта, срок оплаты и приемки промежуточных работ, срок получения документов, срок начала работ, срок приемки работ и так далее.
Что может пойти не так? Например, ваш договор на месяц, за 2 дня вы готовы сдать проект - но заказчик принять его не может. Он занят или не берет трубки. Чтобы не сорвать срок исполнения договора - придется писать письмо с уведомлением о том, что работу вы были готовы сдать.
Официальная переписка - не признак вражды. Помните - это ваш бизнес.
Если при выполнении работ, становится понятно, что срок и объёмы меняются - пишите дополнительные соглашения. Разъясняйте в нём так же подробно - что меняется, как и почему.
Фиксируйте дату и размер аванса - если случится ситуация, что клиент захочет расторгнуть договор и вернуть аванс, то он сможет вернуть только часть аванса, за исключением тех средств, которые были уже потрачены на проект.
Задаток отличается от аванса. Задаток возвращается клиенту, если дизайнер не справился с заданием, в двойном размере. Но если клиент передумал по личным причинам - не возвращается вовсе.
Порядок оплаты примерно должен выглядеть так: подписание договора-аванс, промежуточный акт-промежуточная оплата, акт приемки/передачи-завершающая оплата. На все этапы должен быть документ.
Не лишним будет прописать про права автора дизайна. Например, что фото и видео проделанной работы дизайнер может использовать в своем портфолио. Или наработанные эскизы по этому проекту реализовать где то еще.
Обратите внимание и на ответственность сторон, нарушающих условия договора - пропишите санкции, неустойки.
Если вы понимаете, что начинается спор - ведите только письменную переписку! Претензии, фотографии, документы - направляйте почтой заказными письмами и с описью. Готовьтесь к тому, что суду нужно будет доказывать все ваши действия.