Мой субъективный хит-парад полководцев-политиков антички доимперского периода.
Ганнибал Барка
Однозначный номер один. Мне импонирует его целеустремленность, граничащая с фанатизмом - замечательный пример того как надо жить. Практически в одиночку, хоть и возглавляя мощный клан Баркидов, дрючил к тому времени вполне взрослую Республику двадцать лет. Проиграв не сдался и метнулся к другим врагам Рима, продолжив свой крестовый поход. Проиграв и там, и слив все полимеры - ушел в закат непобежденным с помощью яда, не дав потаскать себя по судам и триумфам. Ганнибал любопытен тем, что воевал, в сущности, дерьмом. Армия Карфагена того времени это полный пиздосий: наемная солянка из десятков военных компаний и вождей со своими бригадами. Сделать так чтобы они хотяб не пересрались между собой - уже задача нетривиальная. А он этим побеждал, и побеждал успешно. Настолько, что проиграв три генеральных сражения, римляне сменили тактику (!) и дали Ганнибалу пятнадцать лет (!!!) выжигать Южную Италию безнаказанно, а сами пока воевали везде, где не было Великого Пунийца. Такого позорища Республика не испытывала со времен первого нашествия галлов . Его боялись и ненавидели. Спустя столетия, когда Карфаген давно уже сотрут с лица земли - Баркой пугали римских детей. Крч, именно как человек, Ганнибал - самый страшный персонаж из всех врагов Рима, и самый самими римлянами уважаемый.
Митридат VI Евпатор
Второй герой. Та же целеустремленность и масштабность действий, тот же враг и та же общая обреченность, когда ты на силе воли тащишь против почти невывозимого противника, зная что в итоге тебя сомнут. Три поколения лучших людей Рима дрались с Митридатом. Он в своей крови закалил клинок Республики, который после его смерти окажется излишне смертоносным и сначала аккуратно порежет Средиземноморье на кусочки и сожрет, а потом начнет пожирать сам себя, мутируя в Империю. Если Барка первый страшный враг Рима, и именно его война в Италии создала из Рима сверххищника античного мира, то Митридат - последний страшный враг, после него уже только армяне в нарды играли да парфяне за пяточки покусывали. И больше опасных для жизни врагов у Республики не было, кроме себя самой, да и самой Республики скоро не станет.
Квинт Серторий
Третий. Опять таки, упорные люди, годами гнущие свою линию, вывозящие невывозимые катки и заставляющие оппонентов в игре против себя максимально завышать ставки - мне симпатичны. В финале Серторианской войны против бегающего по горам Сертория выставили целого Метелла Пия, патриарха правящего тогда клана Метеллов, в помошниках у которого ходил Помпей великий, и до ста тысяч уже постмарианской римской пехоты. А Серторий ехидно наносил им страшные и болезненные поражения с помощью собранной из иберов и дезертиров полуварварской армии, называл Метелла "старухой" а Помпея "мальчишкой", и успешно годами воевал, пока его свои же пригретые римские аристократы не убили. Так бы воевал ещё лет пять, спокойно. Моё увожение, крч.
Гай Юлий Цезарь
Четвертая строчка. Уж простите, не буду расписывать чому Цезарь хорош, скажу почему он на четвертом. Железная аксиома первого века до нашей эры - на равных противостоять Римскому легиону может только другой римский легион. На равных же противостоять Республике могла только другая Республика, которой в объективной реальности не наблюдалось. И поэтому любой римский патриций, опирающийся на римскую военную машину и на римскую политическую систему, воспитанный в римской парадигме, он изначально имеет огромную фору перед всеми остальными обитателями Средиземноморья. Гигантскую. Это как человек с хорошим высшим образованием, выросший в интеллектуальной среде и васятка с деревни. Их перспективы в жизни абсолютно не равны, и поэтому удивляться что первый работает на Уолт-Стрит а второй лежит в канаве - нет никакого смысла. Так вот, Цезарь тут четвертый томушта он, продукт Римского Мира, ебнул по нему так, что обрушил несущие стены, этим он велик. Каждый из вышеперечисленных деятелей заставил Рим адаптироваться, но никто из них не сделал Республике так больно и не наставил её так перекосоебиться, как Гай Юлий. Ни Октавиан ни Помпей ни Сулла ни Марий не дотягивают, это было хорошо но мало. Они все достаточно системные политики и, как максимум, опытные и талантливые операторы военной машины. Республики А Цезарь как раз сделал достаточно, чтоб на четвертую строчку впрыгнуть.
Ну а на пятую, бонусную строчку я поставлю Александра Македонского и весь его паноптикум диадохов, просто потомушта могу. Это был пик эллинской силы, когда эллины перестали драться за три сарая у себя в Элладе и вышли на мировую арену, подарив нам мощную и красочную историю завоевания мира а потом драки на его руинах. Каждый из них по своему крут и велик, а в планах уже лет пять лежит цикл про этих античных "маршалов Наполеона", но я хз дойдут ли руки. Однако они хороши все вместе, одним пучком, а вот в вакууме не, проигрывают первой четверке и по драматичности и масштабности. В конце концов античность закончилась тем, что Греческий мир был выпотрошен и пожран Римским, а значит они проиграли и неча вылезать на первые строчки моего хит-парада.
Автор - Александр Картавых
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2
Больше текстов по античности здесь - https://vk.com/primuspilus