Telesat и SpaceX поделились планами касательно собственных низкоорбитальных спутниковых группировок на сессии «The Low-Latency Constellation Battle to Connect Rural North America» в рамках цифровой недели Satellite Cell Backhaul, организованной журналом Via Satellite’s.
Представители компаний рассказали о своих целевых рынках, поделились отношением к вопросам вертикальной интеграции, согласились с тем, что группировки LEO не смогут заменить базовые станции сотовой связи. Если говорить кратко о сессии, то обсуждение можно свести к 8 ключевым выводам:
1. Telesat планирует запуски на 2022 год, SpaceX проводит испытания
К 2022 году Telesat намерен запустить 78 спутников, а к 2023 году иметь на орбите 300 ИСЗ. Компания уже провела 20 испытаний с различными операторами и поставщиками коммуникационных услуг на своем единственном тестовом ИСЗ. Кроме того, Telesat подал заявку на расширение группировки до 1600 спутников, посчитав данное количество достаточным для удовлетворения растущего спроса в будущем.
SpaceX на сегодняшний момент ожидает юбилейный 10-ый запуск спутников Starlink, после которого суммарное количество спутников группировки будет составлять 538 ИСЗ. Всего, до начала коммерческой эксплуатации системы, SpaceX планирует запустить 1440 КА. Вице-президент компании по коммерческим продажам Джонатан Хофеллер (Jonathan Hofeller) поделился информацией о проводимых в настоящий момент испытаниях и выразил надежду, что в северной части Соединенных Штатов получить полноценные услуги пользователи смогут уже в ближайшие пару месяцев. Хофеллер выразил уверенность, что даже трансляцию подобных форумов и конференций можно будет проводить в сети Starlink уже через год. Также, он рассказал о планах SpaceX добиться снижения задержки до 10 мс.
2. Долгожданный абонентский терминал SpaceX
Джонатан Хофеллер представил фото абонентского терминала – 19-дюймовой фазированной антенной решетки, установка которой настолько проста, что не требует участия специалистов. «Вы подключаете его, и указываете на небо, и через несколько секунд у вас есть интернет. Это действительно замечательно», - отметил Джонатан.
3. Разные целевые рынки
SpaceX, в первую очередь, нацелен на массовый сегмент, но не исключает партнерство с различными вертикальными рынками, включая телекоммуникационные компании. Джонатан отметил, что технологии Starlink расширяют возможности телеком-операторов в рамках 5G-сетей, обеспечивая им максимально эффективное развертывание в сельских регионах, где прокладка оптики будет слишком затратна: «Мы с нетерпением ждем возможности стать партнером этих компаний», - сказал он.
Telesat изначально нацелен на корпоративный сегмент и B2G в дополнение к магистральным каналам. Глобальный директор Telesat по продуктам и коммерции Маник Виннакота (Manik Vinnakota) рассматривает BackHaul как целостное решение и для различных отраслей, и для удаленных городов, а не только в рамках сетей 5G: «Мы хотим создать такой продукт, который будет работать для всех», - сказал Маник.
4. Разные взгляды на вертикальную интеграцию
Telesat в рамках собственной LEO группировки не планирует вертикальную интеграцию ни в сегменте оборудования, ни в сфере обслуживания, так как считает работу с партнерами приоритетной. Партнерство с вендорами позволяет выбрать абонентские терминалы, оптимальные по размеру/весу/мощности (SWAP), а сервисные провайдеры обеспечивают гибкость в реализации нестандартных задач и проектов. «Мы считаем, что провайдеры спутниковых услуг приносят большую пользу», - отметил Маник. Например, при разработке backhaul-решений для авиации и морского транспорта, они способны кастомизировать сервис под каждого клиента, чем обеспечивается индивидуальный подход, необходимых для таких компаний.
SpaceX разрабатывает собственный абонентский терминал и центральные земные станции. «Прелесть вертикальной интеграции заключается в том, что мы постоянно обновляем и улучшаем связь между всеми частями инфраструктуры: пользовательской станцией, центральной станцией и частотным сегментом сети», - сказал Хофеллер.
5. Telesat не делится ценой, пока…
Маник Виннакота не назвал для Telesat LEO стоимость за Мбит/с в месяц, ограничившись заявлением, что цена будет конкурентной в сравнении с предложениями лучших спутниковых сетей, но для разных рынков она будет своя.
6. SpaceX нацелен реализовать межспутниковые связи в Starlink
Джонатан Хофеллер считает, что задача вполне достижима, но в процессе разработки необходимо найти экономически эффективное решение как в плане реализации, так и в плане внедрения технологии. «Это то, чего мы агрессивно добиваемся внутри компании, и мы знаем, что это позволит значительно улучшить систему», - сказал Джонатан.
7. Никто не считает LEO полноценной альтернативой вышкам сотовой связи
«Telesat LEO не заменит вышек сотовой связи», - считает Маник. Технология всего лишь позволит мобильным операторам, нуждающимся в backhaul-решениях, шагнуть в регионы, отрезанные от наземных сетей.
Хофеллер согласился и сказал, что Starlink будет скорее дополнять MNO и, возможно, повлияет на то, как операторы будут планировать собственное развитие. «В регионах с низкой плотностью населения мы позиционируем наши решения в качестве дополнения к мобильным операторам. Я не считаю это концом базовых сотовых станций», - отметил Джонатан.
8. Telesat и SpaceX ищут решение по упрощению регулирования в отрасли
Джонатан Хофеллер рассказал, что SpaceX уже добился определенного прогресса в изменении регулирующих норм во многих странах и продолжает работать над тем, чтобы максимально упростить доступ телеком-провайдеров к услугам компании.
Telesat, имея доступ к рынкам США и Канады, полагает, что может получить разрешение на предоставления услуг для любого телекоммуникационного оператора в других странах. «Мы понимаем, что трафик должен приземляться в рамках одной страны для обеспечения конфиденциальности данных или в соответствии с другими требованиями к безопасности, особенно актуальными для мобильных операторов. Наша сеть спроектирована таким образом, что позволяет поддерживать такие локальные решения. Операторам не нужно ничего делать, мы все берем на себя», - отметил Маник.