Поиски происхождения двух старых стульев из гнутой древесины, которые я описывала здесь, привели меня к интересной истории.
Оказывается, русские мастера пытались повторить знаменитые венские стулья. Как нередко бывало и прежде, богатые помещики в поездках по столицам и заграницам видели красивые образцы мебели, а вернувшись, просили своих мастеров сделать такое же.
Так, вероятно, случилось и в этот раз. Произошло удивительное - Тонет пытался удешевить производство, сделать его массовым и уйти от кустарщины, потому что благосостояние росло, и потребителям требовалось все больше и больше стульев. Более того, стоимость одного венского стула к концу 19 века в России равнялась стоимости бутылки столового вина, то есть была очень доступной. Но тем не менее, стулья пытались копировать кустарным способом. Вероятно, их цена была еще дешевле, чем фабричные.
Первым делом мастера обратились к гибкой древесине, что было логично. И первые стулья делали из черемухи. Ее древесина плотная, но гибкая. К тому же легко подобрать ветки необходимого диаметра.
Как пишет историк Краснощеков В.А. "черемуховый прут очищали от коры, затем осторожно гнули руками. Когда прут получал нужную кривизну, его фиксировали перевязью из лыка и помещали в сухое место для высыхания.
Мастера мебель не красили. Достоинством считалась естественная желтизна мебели, приобретаемая после высыхания. Если подобная мебель и красилась, то, в основном перекупщиками, поэтому в Среднем Поволжье нередко можно было встретить гнутую мебель, окрашенную в различные цвета"
Тонетовские стулья стулья изготавливались из бука. Буковые леса произрастали на территории Моравии, где и появились первые фабрики по изготовлению венских стульев. И эта древесина очень плотная, лишь немногим уступает дубу. Чтобы ее согнуть, и тем более, сохранить одну и ту же форму у каждой заготовки , нужны были станки, где древесина высыхала под давлением.
Я как-то пыталась согнуть пропаренную буковую дощечку всего-то в 10 мм толщины. Но она с легкостью выдерживала 40 кг, прогнувшись, может быть только на несколько миллиметров.
Буковых лесов в Центральной России, к сожалению, нет. Однако в литературе есть упоминания об изготовлении таких стульев из ясеня и даже дуба. И неизвестно, как это получалось у столяров без специальных станков.
Я искала на форумах и антикварных площадках такие кустарные венские стулья. И кажется, удалось обнаружить. Продавец написал, что это деревенский стул, до 1917 года по типу венского.
Фото не очень четкое. Но даже своими формами этот стул разительно отличается от фабричных тонетовских или братьев Кон. Безусловно, он, сегодня имеет не меньшую ценность. Ведь это история. История самобытности русских мастеров.