На многие вещи нам предстоит взглянуть по-новому. Возьмем интернет вещей, Internet of Things. (Все слышали, но мало кто пользовался. Вы, к примеру, имеете дома хоть что-то, к чему применима аббревиатура IoT?)
Нам с вами тоже кое-что перепало из PR философии техпроцессов без участия человека. Продвижение красивой концепции в массы строится на удобстве новых решений для рядовых пользователей. Действительно, выглядит красиво: «симка» в электросчетчике сама поставляет сведения о потраченных киловаттах, а счетчик расхода воды, сопряженный с радиомодулем, избавит вас от необходимости 25 числа отправлять данные в УК или в ЕИРЦ. Коммунальная суета будет проходить мимо вас, и вам не придется тратить время на ненужные, в общем, вещи.
«Умные» вещи в рамках собственных проектов SMART-домов продвигают(или продвигали) «Ростелеком», МегаФон и Билайн. МТС вместе с Redmond представила линейку бытовой электротехники с встроенной М2М-»симкой».
С задачами Internet of Things сегодня справляются сети, надстроенные или на LTE NB-IoT, или на нелицензионных частотах LPWAN \LoraWAN (сети Стриж», LoRa, «Вавиот»).
В частности, МегаФон внедрил NB-IoT-систему М2М-датчиков контроля на крупнейшей ТЭЦ Йошкар-Олы, а МТС оснастил IoT-датчиками нижегородские мусоровозы.
Драйвером внедрения интернета вещей в России остаются государственные предприятия. Объем российского рынка IoT в 2017 г. достиг $1,7 млрд. против $1,4 млрд. в 2016 г., а в 2019 г. перевалил за $2 млрд. Таковы данные из исследования «Экосистема индустриального интернета России», проведенного РАЭК.
«Ростелеком» в 2018-2019 гг. построил в Чебоксарах сеть LoraWAN, именно на ней работают датчики первых «умных» домов нашего города. Причина обращения к нелицензионному спектру, видимо, обидна для сотовых операторов: сотрудники РТК, изучающие внедрение «пилота» умного дома в Новом городе, признали качество сотовой связи в новостройках абсолютно неудовлетворительным. Без качественного LTE-покрытия система NB-IoT- становится беспомощной.
В 2017 г. МегаФон представил в Иннополисе систему из квартирных счетчиков с радиомодулями, облачный сервис и мобильное приложение. Первое серийное решение подобного типа пошло в серию в 2019 г. под названием Saures C1.
Казалось, до идеального мира один шаг: кофеварка включается и выключается сама, блистер с лекарством напоминает, когда нужно принять таблетку, температура в квартире регулируется по датчикам без вашего участия.
Остается спросить, отчего вы не пользуетесь этой красотой?
Платформа NB-IoT развивается, прежде всего, в сфере «большого» ЖКХ, так как проекты на LTE затратны для конечного пользователя: $30-40 за каждый бытовой счетчик + абонплата за трафик. Большинство порадуется за прогресс и – будет подавать данные в управляющую компанию по-старому.
Высокая цена эксплуатации NB-IoT и для оператора, и для потребителя — только один из массы аргументов в пользу скорейшего внедрения сетей 5-го поколения.
Если NB-IoT позволяет поддерживать работу нескольких сотен датчиков на сектор БС, то в сети 5G NR один сектор сможет обслуживать 300 000 сенсоров и измерительных приборов, или до 1 млн абонентских устройств (!) на 1 кв км. Ping от 0 до 1 ms в сети 5G позволит оказывать услуги М2М в реальном времени, что критически важно для многих производственных процессов, например, для беспилотного городского транспорта. От прочих «плюшек» 5G также захватывает дух: срок службы элементов питания в датчиках IoT для сетей 5G – 15 лет без замены, гарантированный Handover на скоростях движения абонентских устройств – до 500 км\ч, пиковые скорости интернета от «базы» к абоненту — 20 Гбит\с.
И еще: 5G не только технологическая, но и интеллектуальная платформа, способная самостоятельно справляться с постоянно растущими требованиями к передаваемым данным.
Умными вещами будет управлять умная сеть. Останется ли место нам с вами в этом идеальном цифровом мире?
По оценкам Ericsson, через 3 года в 5G-сетях будет 1 млрд абонентов: ни один из них не будет живым человеком...