В недавней публикации в общих чертах был обрисован тот уровень советского магазинного сервиса, который продавцы обязаны были обеспечить покупательницам при выборе серег. Вот только, к сожалению, описываемые стандарты хорошо работали в 50-е и начале 60-х гг., а в более позднее время весь спектр услуг, с которыми могли столкнуться покупатели, частенько сводился к фразе: "все перед вами, выбирайте сами".
И если сегодня любая нелюбезность работника прилавка вызывает у нас справедливое негодование, и у каждого покупателя имеется достаточно способов пресечь попытки хамства или любого другого проявления недобросовестного обслуживания, то в период "брежневского застоя" такие нюансы, конечно, огорчали, но особого значения им не придавали. Возможность при товарном дефиците купить что-то стоящее, красивое и желательное, импортное, напрочь перекрывала все отрицательные эмоции, связанные с хамством продавцов. Но так было не всегда.
Сразу оговорюсь, во избежание недопонимания, как это было в комментариях к статье о покупке серег: сегодня мы снова рассматриваем те стандарты обслуживания, которые были обязательными для продавцов второй половины 50-х - начала 60-х. Собственно, они такими были во все периоды существования СССР, но только к середине 60-х "советский сервис" почему-то стал приобретать не самые лучшие черты: равнодушие обслуживающего персонала, откровенное хамство, высокомерие, продажа "из-под прилавка" и пр.
Изначально как узкоспециализированные магазины одежды, так и крупные универмаги с обязательными секциями женской, мужской и детской одежды, вели торговлю тремя способами: классическим, методом самообслуживания и салонным. Классический способ очень напоминал то, что показывали в кинофильмах об обслуживании в магазинах царской России: продавец доставал предметы одежды из специальных шкафов-витрин и сначала показывал их покупателю на вешалках, а затем - надев одежду на манекены или особенным способом разложив на прилавке.
Так, например, брюки полагалась сначала набросить на руку, затем развернуть их во всю длину и напоследок - приложить к фигуре покупателя или к фигуре продавца, если телосложение обоих более или менее схожее. При показе платья, юбки или блузки их сначала также демонстрировали на вешалке, повернув спинкой и лицевой стороной, а затем продавщица прикладывала платье к себе или к покупательнице, поставив ее перед зеркалом.
Видимо, метод потому и назывался классическим, что был перенят у коллег дореволюционного периода - тогда тоже в ходу были похожие способы демонстрации товара.
Метод самообслуживания только на первый взгляд кажется простым: сам нашел то, что нужно; сам примерил; сам отнес на кассу, не беспокоя работников торгового зала лишними вопросами. На самом деле, роль продавца в этом случае тоже достаточно существенна: во-первых, он должен обеспечить определенный порядок в торговом зале, а во-вторых, он просто ОБЯЗАН выступать в роли консультанта. Порядок в торговом зале подразумевал ту систему, по которой предлагался товар: основными критериями выбора одежды считались цена (главный критерий), размер и рост. Поэтому сверху на кронштейне с товаром должен был находиться крупный ярлык с ценой, а чуть ниже - ярлыки с размерами.
Консультационная роль продавца требовала основательной подготовки: так, например, советуя какие-либо предметы одежды, продавец должен был учитывать тип телосложения покупателя, его образ жизни, возраст, наличие в его гардеробе уже имеющихся вещей - обо всем этом следовало деликатно и ненавязчиво расспрашивать. Если, допустим, женщине приглянулась шляпка с вуалью, которая оказывалась к лицу покупательнице, нужно было поинтересоваться, с чем она ее будет носить, т.к. например, с пальто спортивного кроя эта шляпка не сочеталась бы.
Вещи из тканей с рисунком/узором требовали тоже довольно серьезного подхода: продавец должен был знать множество нюансов. Например, то, то материал в крупную клетку или полоску требует простого фасона с прямыми линиями, или то, что на платье с крупным рисунком не должно быть много мелких деталей и швов, т.к. это нарушает визуальное восприятие целостности фигуры, искажает ее пропорции.
"Стилистические" рекомендации для продавцов того времени выглядели примерно так: мелкий горошек на темном фоне стоит рекомендовать пожилым или полным женщинам, т.к. он зрительно не расширяет фигуру; крупный горох на светлом фоне идет высоким и стройным, им же можно советовать платья в широкую полоску различных цветов; мелкая полоска на темном фоне подходит практически всем, особенно - невысоким и коренастым женщинам; клетку мелких и средних размеров также можно носить почти что всем, а вот крупную клетку - только тем, кто обладает худощавым телосложением и высоким ростом.
И третий способ продаж - салонный, представлял собой некий "элитный" вариант, сродни тому, что до самого распада СССР практиковался в "закрытой" секции ГУМа. Салон представлял собой отдельное помещение, где покупатели, сидя в мягких креслах, листают модные журналы, изучают ассортимент, представленный на манекенах и кронштейнах, подбирают к приглянувшимся платьям украшения и другие аксессуары. В большинстве салонов практиковалась демонстрация одежды манекенщицами, в роли которых нередко выступали сами продавщицы.
Сегодня все эти "изыски" кажутся несколько нереальными, потому что большинству из нас довелось жить в ту пору, когда от торгового сервиса осталось лишь название. А ведь была еще одна замечательная деталь, характерная для универмагов конца 50-х: магазины, торгующие готовым платьем, были обязаны бесплатно предоставлять мелкие услуги по переделке покупок. К числу таких переделок относились удлинение или наоборот, подшивка подола платья/юбки; подшивка низа брюк или рукавов, если нужно было подогнать вещь по росту; перестановка пуговиц и закладка подплечников.
Кстати говоря, упаковке товара тоже уделялось особое внимание: так, при покупке костюма брюки обязательно складывают втрое и кладут их на лист бумаги. Сверху укладывают жилет, на него - сложенный пополам пиджак изнанкой наружу. Шелковые или шерстяные платья сложных фасонов необходимо было укладывать в специальные пакеты или коробки, а пальто сначала выворачивали наизнанку, затем соединяли борта, аккуратно укладывали сверху рукава, складывали все это вдвое или втрое и лишь после всех этих действий заворачивали покупку в бумагу.
Из всего здесь перечисленного лично мне вспоминаются только мастерски упакованные покупки - меня всегда восхищала ловкость и сноровка продавщиц, заворачивающих в подарочную или простую коричневую бумагу все мои приобретения. А вот что касается консультирования - запомнился один-единственный случай, когда такое было: однажды я с папой пошла в магазин выбирать подарок ко дню рождения двоюродного брата, и папа попросил продавца помочь с покупкой игрушки для мальчика 6 лет. Нам без какой-либо неприязни посоветовали купить ружье, стреляющее теннисными шариками :) Все были довольны, особенно брат )))
А вы помните случаи, когда обслуживание в советском магазине было на должной высоте? Делитесь в комментариях, повспоминаем вместе ))
************************************************************
Советская бижутерия: из чего делали женские бусы