В конце июля удалось побывать на Выборгском судостроительном #заводе (ВСЗ). Это одно из шести предприятий в стране, где ведётся строительство рыбопромысловых судов по программе инвестиционных квот. Суть её в том, что при строительстве судна на российской верфи заказчик получает бонусом квоту на вылов водных биоресурсов. Судно должно быть сдано в соответствии с согласованными техническими характеристиками и в установленные сроки. С последним, к сожалению, часто возникают сложности.
С 2017 года по этой программе ведётся постройка 43 рыбопромысловых судов (в 2019 году стартовала программа по судам-краболовам, но там совсем другие условия). ВСЗ должен сдать по программе инвестквот восемь траулеров разным заказчикам по двум основным проектам –КМТ01 и КМТ02 (КМТ означает кормовой морозильный траулер). Пять из них спущены на воду и находятся у достроечной набережной в разной степени готовности. Блог "Судострой" предлагает читателям прогуляться по набережной и посмотреть, как выглядит современный строящийся флот.
Если идти от эллинга, то первым в поле зрения оказывается траулер "Юрий Маточкин" (заводской номер 950). Официальный спуск судна состоялся чуть более месяца назад, 19 июня. Траулер ещё не успел занять своё место у набережной и пока находится в наливной док-камере.
Траулер "Юрий Маточкин", заложенный в ноябре 2018 года, строится по проекту КМТ02.02 по заказу компании "Атлантрыбфлот" (входит в группу "ФОР"). Всего для данного заказчика ВСЗ должен сдать три судна проекта КМТ02.
Длина траулера проекта КМТ02 составляет 80,4 м, ширина – 15,4 м, осадка – 6,5 м, дедвейт – 2050 тонн, мощность энергоустановки – 4,64 МВт. Судно имеет ледовый класс Ice3 с усилением корпуса до класса Arc4.
Далее с набережной ВСЗ можно увидеть сразу два траулера – "Норд Пилигрим" и "Белое море".
"Норд Пилигрим" (заводской номер 939) является головным судном серии КМТ02. Закладка траулера состоялась в январе 2018 года, спуск на воду – в сентябре 2019 года. Заказчик судна – компания "Норд Пилигрим".
Траулер "Белое море" (заводской номер 937) – представитель линейки проекта КМТ01. Серия из пяти единиц данного проекта строится по заказу "Архангельского тралового флота" (входит в "Северо-Западный рыбопромышленный консорциум", СЗРК). Закладка траулера "Белое море" состоялась в мае 2018 года, спуск на воду – в феврале 2020 года.
От проекта КМТ02 эти суда отличаются как основными размерениями, так и производительностью. Длина траулера проекта КМТ01 составляет 86 м, ширина – 17 м, осадка – 8,9 м, дедвейт – 2840 тонн. Ледовый класс – Ice3 с усилением корпуса до Arc4. Фабрика позволяет перерабатывать до 160 тонн #рыбы в сутки.
Далее у достроечной набережной находится траулер "Баренцево море" (заводской номер 935). Это головное #судно проекта КМТ01. Траулер был заложен в мае 2017 года и спущен на воду в декабре 2018 года.
На момент съемки на траулере велась подготовка к началу испытаний. По планам, они должны были начаться несколько месяцев назад, но свою роль сыграло закрытие границ. Вследствие чего оказался затруднен доступ иностранных специалистов, чьё присутствие необходимо для проведения шеф-монтажных и пуско-наладочных работ.
А импортного #оборудования на этих судах очень много. Оба проекта, по которым работает ВСЗ, имеют в основе норвежские корни. Так КМТ01 разработан "Морским Инженерным Бюро" на основе на основе #проекта ST-118L норвежской компании Skipsteknisk, а КМТ02 – ST-116 того же проектанта.
Наконец, замыкает строй траулеров "Норвежское море" (заводской номер 936). Это второе судно проекта КМТ01. Закладка траулера состоялась в январе 2018 года, спуск на воду – в мае 2019 года.
Вот такой рыболовный #флот создаётся в Выборге. Как признают все участники процесса, относительно изначально запланированных сроки сдвигаются. Теперь выход первого траулера "Баренцево море" на ходовые испытания запланирован на август 2020 года. Впрочем, рано или поздно эти траулеры будут достроены и выйдут на промысел. Пока что сдать все суда заказчику ВСЗ планирует до конца 2022 года.