Найти в Дзене

История Новодевичьего кладбища в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге тоже есть свое Новодевичье кладбище. Известно оно тем, что на нем похоронены, например, известные поэты Ф. Тютчев и Н. Некрасов, художник М. Врубель, врач С. Боткин. На территории кладбища рядом с новыми красивыми памятниками соседствуют полуразрушенные склепы и ангелы с отбитыми носами и крыльями — напоминание о советской эпохе. До революции Новодевичье кладбище было статусным. Находится оно рядом с Новодевичьим Воскресенским женским монастырем. Здесь хоронили только видных деятелей: министров, ученых, артистов, литераторов. Бесплатных мест для бедняков или дешевых для среднего класса не было вообще. Были предусмотрены отдельные участки для могил монахинь и священнослужителей. Иметь семейное место на Новодевичьем кладбище считалось очень престижным. Для своих усопших родственники строили склепы и памятники по проектам знаменитых архитекторов из весьма ценных материалов. Усыпальницы украшали серебряные венки, дорогие ковры, иконы. На многих могилах горели лампады.

В Санкт-Петербурге тоже есть свое Новодевичье кладбище. Известно оно тем, что на нем похоронены, например, известные поэты Ф. Тютчев и Н. Некрасов, художник М. Врубель, врач С. Боткин.

На территории кладбища рядом с новыми красивыми памятниками соседствуют полуразрушенные склепы и ангелы с отбитыми носами и крыльями — напоминание о советской эпохе.

Ангел
Ангел

До революции Новодевичье кладбище было статусным. Находится оно рядом с Новодевичьим Воскресенским женским монастырем. Здесь хоронили только видных деятелей: министров, ученых, артистов, литераторов. Бесплатных мест для бедняков или дешевых для среднего класса не было вообще. Были предусмотрены отдельные участки для могил монахинь и священнослужителей.

Иметь семейное место на Новодевичьем кладбище считалось очень престижным. Для своих усопших родственники строили склепы и памятники по проектам знаменитых архитекторов из весьма ценных материалов. Усыпальницы украшали серебряные венки, дорогие ковры, иконы. На многих могилах горели лампады. Между могилами были проложены ровные дорожки, посыпанные песком, на свободных местах разбиты газоны, цветники.

Родственники могли заключать договор с монастырем поддержание порядка в семейном захоронении. Можно было оформить вечный уход за могилами или договориться на какие-то разовые работы — покрасить оградку, помыть и почистить надгробие, высадить цветы. Каждому виду работ соответствовал свой тариф. Монастырь за счет таких работ имел неплохие доходы.

На территории кладбища работали две церкви — Ильинская и Скорбященская. Церковь во имя Ильи Пророка проектировал Л.Н. Бенуа, она была возведена над могилой богатого торговца лесом И.Ф. Громова, поэтому ее еще называли громовской. Внутри церкви находился дорогой резной иконостас из дуба, вычурное бронзовое паникадило, прочая ценная церковная утварь.

Скорбященская церковь — во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости — была построена по проекту Э.И. Жибера как усыпальница для А. Н. Карамзина, погибшего во время Крымской войны. Эту церковь называли карамзинской.

Жизнь на кладбище текла размеренно и спокойно, пока не грянула революция. Кладбище фактически осталось без присмотра: родственники усопших, как на подбор знатные и богатые, в срочном порядке выехали за границу или были арестованы и репрессированы.

Поэтому кладбище очень быстро и цинично разграбили. Тащили все: ценные вещи, серебро, иконы, лампады, крали надгробия из дорогого камня, выламывали украшения, уносили статуи. Что не сумели унести — ломали, разбивали, оскверняли. Раскапывали могилы, обворовывали покойников. Церкви разобрали на кирпич. Странным образом остался нетронутым участок с захоронениями монахинь — наверное, совесть заговорила.

Могила странницы Дарьюшки, надгробие современное (прежнее пострадало от упавшего на могилу дерева).
Могила странницы Дарьюшки, надгробие современное (прежнее пострадало от упавшего на могилу дерева).

В 30х годах кладбище закрыли, хоронить здесь больше не разрешали. Сотрудники музея городской скульптуры добились перезахоронения некоторых деятелей искусства и переноса памятников, представляющих художественную ценность, в Некрополь мастеров искусств при Александро-Невской лавре. Хотели тем самым их спасти от разрушения. В общем, это удалось, но кладбище еще больше пострадало.

В 60х годах руководители города придумали разбить на месте Новодевичьего кладбища заповедник, подписали соответствующее распоряжение и с энтузиазмом принялись ломать уцелевшие надгробия. Возмутилась общественность, кладбище отстояли, проект отменили, но половину кладбища порушить успели. Только за один год более 400 надгробий сломали и унесли в неизвестном направлении.

Разрушенный памятник на могиле
Разрушенный памятник на могиле

И после 60х годов Новодевичье кладбище оставалось самым «разграбляемым», вандалы посещали его вплоть до двухтысячных. В 1995 году кладбище наделили званием памятника федерального значения. Снова открыли Новодевичий монастырь, и как следствие, возобновили захоронения монахинь на кладбище.

Новодевичье кладбище обросло легендами и суевериями, вот, например, одна из них. В 1915 году здесь похоронили Анну Вершинину, жену генерала. Безутешный муж поставил над могилой бронзовую статую Иисуса Христа. В лихие годы статую пытались украсть и сдать на переплавку, но все попытки ни к чему не привели. Каждый раз статую удавалось отбить и вернуть на законное место. В конце концов ее вделали в надгробие так, что теперь кажется, будто у Христа нет ног.

Во все сложные времена, когда были закрыты церкви, люди приходили молиться к этой статуе, и постепенно сложилась легенда, будто статуя чудотворная. Могила поддерживается в образцовом порядке, надгробие начищено, статуя блестит, верующие рядом молятся, оставляют Христу записки с просьбами. Хочется верить, что эти просьбы исполняются.

Хотя бывают, конечно, курьезные случаи, например, вот такой.