Денис ПАРАМОНОВ
Храм Министерства обороны в парке Патриот, спасибо Пан Бригадир.
Новое культовое сооружение-символ — это Заявка. Даже, быть может, Вызов. Начинается всё ещё при подъезде и подходе к храму, когда храмовый комплекс сначала мелькнёт с трассы скорбной скульптурой скорбящей Матери, и потом вдруг неожиданно культовый новодел раскроется и симфонически отдаст одновременно готикой (маленькие башенки сбоку как контрфорсы), базиликой, воинской крепостью и вообще чем-то старинным, почти древним. Купола взмывают вверх по-готически торжественно, однако башни не только грозны в своём медно-сером и золотом блеске, но и несколько беспомощны, жмутся друг к другу, как солдатики первого года службы, и нет среди них командира, главный купол не намного старше по званию, они почти равны, это не совсем классическая базилика.
Святые на барельефах тоже как-то «вжаты» в стены. На геометрически ровном, безупречном пространстве с льющимся из колонок хоровым пением и расчерченной на квадраты храмовой площади, эта православная святыня как будто прилетевший из космоса метеорит, космический корабль, он немного неуместен. Виден замысел, зарифмованный с великими католическими соборами, у которых также выверен подход/путь к храму. Но, в отличие от величайшего собора Св. Петра в Риме, например, здесь нет великой главной башни, и в этом есть какая-то наша религиозная децентрация.
Галерея «1418 шагов» не столь музыкальна и легка, как колоннада в Ватикане/Риме — она приземиста, почвенна, незаметна, не ограничивает простор. Католичество не отпускает и внутри из-за витражей, огромного потока света и нишевой организации пространства. При этом добавляются ещё несколько референций, отсылов к различным сакральным ансамблям подобного рода, которые царапаются из подкорки. Всё это, конечно, отражает смысловую эклектику и недалеко ушедший постмодернизм совр.отечеств.идеологии, но при этом в этом тигле что выплавилось.
Доставляют элементы астрологии в купели (нижний Храм, новозаветные евангелисты в виде знаков Зодиака ) и нерусская, скорее тибетско- буддийская мандаловидная вязь, какие-то китайские решётки, знаковая, геральдическая избыточность замешанная на советской символике и стилизованные под архаику иконы и надписи — это всё требует осмысления. Равно как и уместность оружия в храме, где Христос совсем не благостный, а строгий, суровый, воинственный — предполагает некоторое богословско-политическое трактование. Убедительных и репрезентативных суждений я пока не видел, надо, видимо, чтоб со временем улеглись эмоции. Упражнение, о котором говорит Вадим Белов: глядя на архитектуру, представлять себе музыку, тоже не помогло.
ЧтО чувствует человек, пришедший туда, преодолевший пустошь перед храмовым комплексом? Золотые луковки изнутри матрёшечно раскрываются для прихожанина совсем другой интенсивностью. Сверху на него льются потоки света, в темя смотрит грозный Иисус, оружием бряцают стены, картины и панно рассказывают величественные истории.
Конечно, солдатику, задумавшемуся о вечной жизни для души, здесь будет неуютно. Не всплакнёт здесь мальчишка, надевший военную форму, о своих личных проблемах. Но для взвода бойцов, отпевающих товарища или собирающегося отдать свой воинский долг — самое то. И в этом есть у него какое-то язычество, эта витающая Валгалла. Храм и давит, и защищает, он не про «лестницу», в небо, а про «прыжки». Философский дух собора военного ведомства передан точно — это не Божественное предопределение, а стоицизм, не смирение перед Господом, а Меч для Мира. Грозно, но не строго, не придирчиво. Если ты язычник, последователь других культов, то здесь тебя не будут этим пенять, крестишься ты, или нет при входе, в шортах или открытой блузке.
Служители храма воины, но не цензоры, никто здесь не будет шикать, так как на стенах помимо святых изображены такие же люди, что и приходят сюда. Это какой-то трудноформулируемый синкретизм, который может приближать нас к Богу, а может и отдалять…