Два года назад вышел фильм "Лето", снятый режиссером театра и кино Кириллом Серебренниковым. В основе сюжета — история отношений Майка Науменко, его жены Натальи и Виктора Цоя. В течение почти двух часов перед нами разворачивается межличностная драма, в центре которой музыка и золотая эпоха русского рока — ленинградского рок-клуба 1980-х годов. Даже тем, кто мало знаком со всем этим, будет приятно наблюдать за творческим становлением Цоя, слушать отличные композиции и проникаться питерской атмосферой квартирников.
«Это фильм о дружбе, о любви, об искренних, честных, добрых, благородных отношениях между людьми», – говорил перед выходом картины Рома Зверь, исполнитель роли Майка Науменко. Сюжетные рамки заданы песнями этого рок-исполнителя — от собственно «Лета» («Я изжарен как котлета, во рту дымится сигарета, газета есть, а пива нету, и скоро прилетит комета»).
Идея фильма принадлежит Наталье Науменко (вдова Майка Науменко), которую в фильме исполняет Ирина Старшенбаум. Интересно, что исполнитель одной из главных ролей Тео Ю — немецкий актер корейского происхождения. На момент рассмотрения его кандидатуры (а в кастинге принимало участие более 2500 человек) Тео было 36 лет и он совершенно не знал русского языка. Специально для роли он учил русский язык с преподавателем по сценической речи Ириной Воскресенской, ежедневно разучивал произношение текста сцены, которую ему предстояло играть на следующий день, чтобы губами четко попадать в артикуляцию.
«Это был мой первый визит в Россию. Но, не считая русской кухни, мои первые знания о России были получены благодаря актерскому образованию, — рассказывает сам Тео Ю. — Я учился в Институте театра и кино Ли Страсберга в Нью-Йорке, где изучал Станиславского, Болеславского, Чехова. Я уверен, что Россия является родиной того, что мы знаем как современный реализм в актерской деятельности. Поэтому у меня огромное уважение к русской культуре».
Фильм «Лето» снят в черно-белом стиле. Решение сделать фильм черно-белым было принято одним из первых на проекте. Эту эпоху, этот год все, кто жил тогда, помнят черно-белыми. Все фотографии тогда были черно-белыми. И режиссерская идея заключалась в том, чтобы таким образом отдать дань той ностальгии, подчеркнуть ее, визуализировать.
Практически весь фильм был снят в Санкт-Петербурге в настоящих домах, на улицах, на пляже Финского залива. Длинные кадры требовали поиска определенных объектов для съемок, которые могли бы «работать» на 360 градусов. Но Кириллу Серебренникову было важно снимать именно в настоящих питерских квартирах, а не в павильонах. Поэтому поиски объектов заняли много времени. «Коммунальную квартиру, в которой жили Майк с Натальей мы искали в старом фонде. Много отсмотрели, даже в настоящую их квартиру ездили, но все было не то, – вспоминает художник-постановщик Андрей Понкратов. – В итоге на улице Кирочная нашли квартиру, которая уже много лет выставлена на продажу. С высокими потолками, лепниной, с изразцами, резным паркетом. А затем уже меняли обои, собирали старую мебель. Через «Авито» и на блошином рынке «Удельное» покупали посуду, какие-то бытовые вещи. Связывались с филофонистами, которые помогали искать пластинки того времени, сами что-то давали. Искали оригинальные постеры. В общем «обживали» пространство, чтобы все это выглядело реалистично, убедительно».
Создателям картины было важно показать героев до славы. Когда они были не только музыкантами, но и меломанами; не только будущими звездами, но и фанатами. Идеей режиссёра было отразить то, чем и как вдохновлялись наши музыканты того времени. Совершенно понятно, что эта музыка к нам пришла с Запада, и режиссер визуализирует в фильме, как наши герои столкнулись с этой музыкой и влюбились в нее.
Лично мне фильм показался по летнему тёплым и добрым, неким жестом уважения к людям и музыкантам той эпохи. Фильм с осторожностью можно сравнить с мюзиклом «Ла-Ла Ленд» и киноисторией Фредди Меркьюри. Тут тоже — и музыка, и танцы, и драма.