Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

В чём преимущество безладовых грифов?

Послушаем несколько мнений.

Фото pinimg.com
Фото pinimg.com

Joseph Grossman

Я играю на безладовой гитаре, которую переделал из бросовой классики.

«Преимущество» заключается в том, что вы полностью контролируете высоту звука. Вы можете легко смещать ноты вверх и вниз сколько угодно. Небольшое скольжение придает извлекаемым нотам особое вокальное качество, что и является основной причиной, чтобы играть на безладовом грифе.

Хотите играть микротональную музыку? (Например, некоторые арабские или индийские стили). Безладовый гриф позволяет вам легко извлекать эти четвертитоновые ноты, и даже в диатонических гаммах Запада вы теперь определённо можете уловить эту «вибрацию» арабской музыки. Виолончельное вибрато звучит прекрасно.

Однако, недостатков тоже много.

Игра мелодии (даже в одноголосии) весьма трудна. Без ладов вам нужно развить действительно хороший слух, как у скрипача или виолончелиста, чтобы слегка «регулировать» пальцы левой руки на лету, держа таким образом извлекаемые ноты в строе.

Самая большая причина для наличия ладов на любом инструменте — держать в строе аккорды. Без ладов некоторые аккорды работают «ОК», а некоторые вы можете взять с небольшими дополнительными усилиями. Но большинство аккордов, которые вы знаете и любите, фактически невозможно сыграть без фальши.

Можно ли сыграть стандартный репертуар без ладов? Обычно он звучит весьма плохо. Я могу сыграть прелюдию для виолончели Баха в Drop-D на классической гитаре, но на безладовой... это звучит ужасно. Я полагаю, что если бы мне пришлось поработать над этим как следует, теоретически я мог бы сделать так, чтобы это звучало нормально. Возможно, переучить это с альтернативной настройкой на основе квинт. Но это много работы... С тем же успехом я могу научиться играть на виолончели!

Вот тот, кто действительно потратил время, чтобы научиться играть в эту игру. Видео: «Fretless Guitar | Buzz Gravelle».

Martin Turner, «гитарист с 1979 года».

Вы очень редко увидите безладовую гитару, потому что она не слишком хорошо звучит без серьёзной специальной подготовки. Играть аккорды практически невозможно, а преимущества «промежуточных нот» не так велики, как при простом использовании «бутылочного горлышка» (слайда).

Вы увидите намного больше безладовых басов. Бас обычно не использует аккорды, а менее выраженный, более приглушённый звук сочетает в себе характеристики электрического баса и акустического контрабаса. Они особенно популярны в джазе, но вы найдёте их достаточно часто и в других видах музыки. Слайды не столь хорошо звучат на басу.

Godin выпускал безладовую гитару («Glissentar vs Multiac»), но её больше нет в продаже. Я вспоминаю один концерт, когда ведущий гитарист, игравший на мероприятии Совета искусств Англии в рамках джазового трио, предложил мне попробовать свою гитару, но я мудро отказался. Я не знаю, сколько «поправок» мне нужно было бы внести в свою игру, чтобы звучать хоть в какой-то степени разумно... Он звучал великолепно, но он потратил очень много времени на тщательную практику.

Каждый май проводится голландский фестиваль безладовой гитары («Dutch fretless guitar festival»). Возможно, есть и другие.

Cian Slavin

Безладовые гитары имеют более «гладкий» и более приглушённый звук, не такой резкий, как у стандартной гитары. На самом деле нет смысла играть на безладовой гитаре, если только вы реально не хотите именно этого звука. Сустейн немного страдает, а аккорды трудно играть из-за отсутствия фиксированных ладов.

На басу, с другой стороны, гораздо больше причин играть без ладов. Безладовые басы имеют звук, похожий на обычный акустический контрабас, что очень полезно для джаза, так как электрический бас легче транспортировать и легче использовать при живых выступлениях.