Диккенса можно читать без разбора. Расскажу о своих любимых произведениях английского классика. Они очень разные: Диккенс вообще — разноплановый писатель. Пересказывать сюжеты, конечно, не буду, только поделюсь впечатлениями 😊
«Посмертные записки Пиквикского клуба»
С удовольствием начну с заметок бывшего эсквайра Сэмюэла Пиквика о путешествиях по стране, старой доброй Англии, вместе с друзьями-единомышленниками. Попутчики старого чудака такие же нелепые и добродушные, как и он сам — и впечатлительный романтик в годах Тапмен, и горе-спортсмен Уинкль, и пылкий Снодграсс с поэтическими наклонностями.
То и дело они попадают в курьезные, а то и вовсе катастрофические для людей их статуса ситуации. Выпутываются из них порой не без труда, но всегда с достоинством, будь то судебное разбирательство о нарушении брачного обещания или пребывание в долговой тюрьме. И всегда — с пользой для себя: увлеченность высокой идеей и позитивный настрой делают свое дело.
Члены Пиквикского клуба подкупают своей доверчивостью и наивностью. И благородством — джентльмены! Но за них спокойно, в какие бы передряги они ни попадали. Потому что чувствуешь — все у героев будет хорошо, а досадные недоразумения, которые происходят с ними, впоследствии станут забавными эпизодами из прошлого.
«Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим»
Мой самый любимый роман Диккенса. Эта книга уже не для безмятежного чтения. История мальчика Дэвида, которому после безоблачного, но до обидного короткого детства пришлось пройти долгий и трудный путь к той жизни, которой он заслуживает. И не только он — все, кто ему дорог, тоже.
А дороги Дэвиду Копперфилду очень многие и очень разные люди — чудаковатая бабушка Тротвуд, верная нянька Пегготи, умница Агнес, неудачник Микобер и его экзальтированная супруга. Оттого ли, что Дэвид с ранних лет вступил в самостоятельную жизнь, он так бережно относится к каждому, кто когда-то в той или иной мере проявил участие к осиротевшему мальчику?
В этом романе такое разнообразие характеров! К персонажам, которые поначалу не вызывают положительных эмоций, постепенно испытываешь симпатию. Не ко всем, конечно. Отрицательные герои есть отрицательные, и они становятся все невыносимее и невыносимее. В отношении них Диккенс последователен и справедлив — злодеев, на радость читателю, он не щадит.
«Большие надежды»
Главный герой книги Пип в начале повествования тоже предстает перед читателем совсем еще мальчуганом. Казалось бы, что удивительного может произойти в жизни осиротевшего до своего семилетия ребенка, который готовится, если не мечтает, стать кузнецом? А вот может.
Встреча с беглым каторжником, странный богатый дом с не менее странной хозяйкой — носительницей мести мисс Хэвишем и ее прекрасной воспитанницей Эстеллой, избранной стать орудием этой самой мести, загадочный благодетель Пипа и его странное условие... Много странного в этой книге.
А большие надежды, так нежданно возложенные на Пипа, на деле окажутся большими испытаниями. Впрочем, так ведь и в жизни. Кто-то справляется с ними, кто-то — нет. Пип справится. Конечно, будут и метания, и терзания, и страхи, и свойственное юности безрассудство, и возможные в любом возрасте проявления малодушия. И все же — справится. Ведь Диккенс не только справедлив, но и очень добр к своим героям.