Найти в Дзене
Книги АСТ нонфикшн

Откуда в разных культурах появилась библиомантия?

Антонио Переда. Мечта рыцаря (фрагмент). Около 1650, холст, масло
Антонио Переда. Мечта рыцаря (фрагмент). Около 1650, холст, масло

«Наряду с книжными предсказаниями уже в Античности практиковалась библиомантия (лат. biblios — книга + manteia — прорицание) — гадание по книге, раскрываемой наудачу. Прорицание извлекалось не из заключенного в тексте готового знания, а из манипуляций с книгой как носителем текста.

Книга наделялась протеичностью, способностью к бесконечным перевоплощениям. В средневековой Европе гадали по Библии, в Древней Руси — по Псалтири, в исламских странах — по Корану и Фалнаме, в Китае — по И Цзин (Книге Перемен).

Гадание по Корану получило отдельное название фаль — от арабского "предзнаменование, примета". Иглой или пальцем фиксировали в Коране не глядя наугад открывшееся слово и угадывали по нему будущее. Жажда чудес побуждала к изобретению разнообразных способов книжных гаданий: рапсодомантия — гадание на текстах Гомера и Гесиода, позднее Вергилия (греч. rhapsodeo — петь, декламировать стихи); стойхомантия — по наугад выбранному абзацу, случайному фрагменту текста (греч. stichos — линия, ряд, строка); клейдомантия — с использованием Псалтири и подвешенного над ней ключа (греч. kleis — ключ).

"Приступая к ворожбе, берут ключ, пишут записочки, требуют Псалтырь. Записочки вкладываются в Псалтырь, ключ винтовым концом вкладывается также в Псалтырь, а круговой конец связывают веревочкою с Псалтырем. Потом заставляют постороннего человека держать на указательном пальце ключ с Псалтырем.
После этого ворожея читает тайно какой-то псалом. Если в это время завертится Псалтырь на пальце, то это означает хороший признак — и гадание бывает удовлетворительное…"
Иван Сахаров "Сказания русского народа о семейной жизни своих предков", 1836

В светской живописи появляется образ ворожеи, гадалки— как, например, на картине знаменитого русского портретиста Ореста Кипренского (1782–1836).

Орест Кипренский. Ворожея со свечой, 1828, холст, масло
Орест Кипренский. Ворожея со свечой, 1828, холст, масло

Камерная работа, которую художник в частной переписке называл еще "Молодой цыганкой при свечах, гадающей на картах", считается этюдом для более масштабного, но менее известного полотна "Тибуртинская сивилла".

Орест Кипренский. Тибуртинская сивилла
Орест Кипренский. Тибуртинская сивилла

Выразительный черноокий взгляд обращен к пламени свечи, оставляя незамеченной служащую ей подставкой толстую книгу. Мерцающая между страниц светлая закладка аллегорически "рифмуется" с белеющим на темном фоне пиковым тузом. Книга почти полностью скрыта темнотой— так темно и наше будущее, так сокрыта и наша судьба...»

Отрывок взят из книги «Видимая невидимая живопись. Книги на картинах» д-ра пед. наук и специалиста по книговедению Юлии Щербининой.

Книги в изобразительном искусстве очень словоохотливы — им всегда есть что поведать внимательному и заинтересованному зрителю. Юлия Щербинина изучит живопись с литературной и культурологической точки зрения.

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)