Грузовой автомобиль УралЗИС-5 установлен рядом с перекрёстком улиц Богдана Хмельницкого и Киевской в городе Туапсе.
Памятник посвящён воинам-автомобилистам.
По этой дороге шло снабжение линии фронта, проходившей осенью 1942 года в районе Гойтхского перевала.
Немецкие войска рвались к Черноморскому побережью всеми возможными путями, стремясь разорвать советскую оборону.
Невероятными усилиями советских солдат они были остановлены на всех направлениях: в районе Новороссийска, на перевале у Горячего ключа и на перевалах под Туапсе в 20 километрах от этого места.
Спустя сорок лет после окончания войны, в 1985 году, группа энтузиастов в лице железнодорожников Александра Савельевича Яровенко и Юрия Гетта выступила с инициативой об увековечивании памяти военных водителей.
Рядом со станцией Сортировочная был установлен автомобиль УралЗИС-5.
В местном издании "Туапсинские вести" мне удалось найти историю этой трёхтонки:
У этой машины своя и послевоенная история. Валерий Власов рассказал, что ее водитель – туапсинец после того, как фашистов погнали на запад, работал на ней в «Водоканале», долго, до самой пенсии. Что интересно, пока он работал, и старенькая машина трудилась. Как только хозяин умер – и она заглохла. Некоторое время стояла во дворе заброшенной, постепенно превращаясь в хлам. Вот в таком виде ее нашли, отмыли, отреставрировали железнодорожники.
Автомобили УралЗИС-5 выпускались с 1944 по 1955 годы на Уральском автомобильном заводе в городе Миасс, Челябинской области.
Конструкция УралЗИС-5 повторяет собой конструкцию ЗИС-5 с упрощениями военного времени.
Внешнее состояние этого экземпляра вполне нормальное для памятника, простоявшего на улице 35 лет.
Периодически машину подкрашивают и обновляют.
По крайней мере, доски грузовой платформы явно недавно заменены.
Кабина металлическая (обшитая?) со следами сквозной коррозии.
Скорее всего - оригинальная.
Картер заднего моста с характерной крышкой с болтами по кругу.
По этому элементу можно легко отличить настоящий ЗИС-5 от новоделов, выполненных из более поздних машин.
Кстати, у внешне похожего трёхосного ЗИС-6 картер заднего моста выглядит совершенно по другому, что часто не учитывают, когда собирают очередную "Катюшу" БМ-13 из кусков ЗИС-5.
Карданный вал у машины отсутствует.
Двигатель и трансмиссия отсутствуют полностью.
Похоже, что вернуть автомобилю ход будет очень непросто.
Колёса у машины с шестиоконными дисками.
Подобное исполнение появилось на обновлённой модели УралЗИС-355 в 1955 году.