Найти тему

Гангстеры на экране: польза или вред для общества?

Гангстерский фильм родился в эпоху немого кино, а возмужал уже в 30-е во времена усиления организованной преступности. Преступники в смокингах прочно обосновались на киноэкранах, принося создателям кассу и иногда награды. Почему они оказались востребованы?

Во-первых, потому что преступность - это болезнь общества, о которой нельзя молчать. Развитие преступности стало толчком для формирования канонов жанра.

Во-вторых, гангстерский фильм на удивление ровно ложится на трёхактную структуру голливудского фильма. Если вкратце, то:

Экспозиция — знакомство с героем, его тяжёлым социальным положением и сверхзадачей добиться влияния в обществе.
Поворотный момент — преступление, как способ улучшить своё положение в обществе.
2 акт — перипетии, преступления, попирание общественной морали и восхождение главного героя на вершины преступного мира.
Кульминация и развязка — крах могущества и величия, разрушение лжеидеалов, расплата за грехи. Катарсис наступает в результате заслуженной кары за совершённые преступления.

Но вот вопрос: что жанр несёт людям — порицание преступности или её пропаганду? Ведь гангстерский фильм романтизирует бандисткую жизнь. Деньги, уважение, влияние, самые красивые женщины: всё это становится доступным для главного героя, стоит лишь перейти черту закона.

Эту проблему должен решать катарсис. Зритель идентифицируется с героем, проходит с ним жизненный путь и с крахом идеального преступного мира осознаёт истинные ценности. Зритель должен понять, что за нарушение законов и морали непременно наказывается государством или самим господом Богом.

Но, как мне кажется, катарсис вторичен. Первичны же блага, которые гангстеры получают, преступая закон. Зрителю хочется тех же удовольствий, что и получает герой фильма.

Более того, катарсис наступает не всегда. В результате идентификации мы иногда сожалеем из-за наступившей расплаты. Страдания главного героя вызывают у нас сочувствие.

Возможно, развязка закрепляется где-то в бессознательном, но разве не опасны мысли, засевшие в сознании у человека? "Идея - самый страшный паразит", а мысль о том, что благополучие доступнее, чем кажется вообще ужасна...

Особенно сильно это может воздействовать на неокрепший мозг. Ведь для подростка из неблагополучной семьи, даже введённого в символический порядок, преступление — это наиболее короткий и надёжный путь наверх.

Поэтому, мне кажется, гангстерский фильм больше вредит обществу своими экранными соблазнами, нежели приносит пользу финальным торжеством правосудия.

А что вы думаете по этому вопросу? Если читали какие-то психоаналитические статьи по этому поводу, то не стесняйтесь, кидайте в комментарии. С радостью прочту. И да, какие у Вас любимые гангстерские фильмы?