На небе только и разговоров, что о море. А в современном обществе только и разговоров, что о феминизме. Эта тема, ставшая в последние несколько лет весьма популярной, вызывает споры, дискуссии и даже серьезные скандалы между разными представителями рода человеческого. Мнения в Интернете варьируются от «женщина не должна брить ноги/краситься/хорошо выглядеть, потому что все это от лукавого» (то есть, понятное дело, от мужчины, который, видимо, является наместником дьявола на земле), и до «женщина должна сидеть дома, рожать детей и любить мужа». Поскольку оба этих варианта меня в свое время устроили мало, я решила разобраться, что же все-таки такое феминизм, что он в себе несет, и почему бесконечные споры вокруг этого понятия беспочвенны и безнадежны.
Начнем с начала. А начало феминизму было положено еще в 18 веке, когда женщины впервые задумались о том, что они не обязаны вести себя так, как хочется мужчинам. К сожалению, в то время женщину еще не воспринимали как отдельную личность и полноценного человека.
Вспомните, например, романы Дюма. «Трех мушкетеров» читали все, я их прочитала еще в далеком детстве и всегда недоумевала, почему пример хорошей женщины — Констанция — ведет себя прилично и скучно, а пример плохой женщины — Миледи — позволяет себе все, что ей хочется, и еще и удовольствие от этого получает. Нечестно это как-то. Несправедливо. Но о справедливости тогда и речи не шло. Женщина была созданием дьявола, искушающим мужчину. Длинные платья, юбки в пол, полностью закрытая одежда — все это создавалось исключительно ради того, чтобы женщина не смущала мужчину своим греховным видом и не мешала ему думать о важных делах — о войне, о Боге, и о том, как бы выпить с друзьями в ближайшем трактире. И вот когда женщины впервые подумали, что это не очень правильно — это и было неким началом феминизма. Совсем маленьким ростком будущего общественно-политического движения. Так зародилась мысль.
К концу 19 и началу 20 века женщинам окончательно надоело сидеть за спиной у мужчины. Развивалось образование, женщины начинали больше читать, больше понимать и всерьез задумываться о том, почему они не могут быть такими же людьми, как и мужчины. У каждой маленькой девочки перед глазами был пример ее матери — чаще всего спокойной и покорной женщины, которая полностью подчинялась своему мужу и не смела и слова сказать ему наперекор. В мире, который начал резко меняться, не было места для патриархальных пережитков прошлого. И женщины начали двигаться дальше. Они заработали себе право учиться наравне с мужчинами, работать наравне с мужчинами, думать наравне с мужчинами. Разумеется, иногда они были излишне агрессивными в своем желании добиться успеха — но, пожалуй, у них просто не было выбора.
Чтобы сокрушить стену патриархальных традиций и устоев, им требовалось много силы и энергии. И все было бы неплохо, но к середине 20 века в США возникла проблема, которая наиболее полно показала, почему феминизм имеет право на существование.
К 1950 году большинство девушек, поступающих в колледж, заканчивали его, уже будучи замужем. Страну захлестнула волна поспешных браков. Бетти Фридан — психолог и журналист, написавшая книгу «Загадка женственности» - долго исследовала это явление. Она брала интервью у девушек, которые учились в колледже, и большинство из них видели свое будущее в большом загородном доме, с толпой ребятишек и любимым мужем, который приходит вечером с работы. Они отказывались видеть что-либо другое, не желали связывать свою судьбу с карьерой или какими-либо научными открытиями, банально боялись этого. Все, чего они хотели — это сидеть дома с детьми. Домохозяйка — как новая профессия. Эту идею подхватило общество, ее пропагандировали на всех углах. Даже одежду для совсем еще маленьких шестилетних девочек рекламировали под лозунгом «даже она может привлекать мужчин».
Поиск мужчины стал идеей-фикс для молодых девушек. А карьера домохозяйки, жены и матери стала единственным и желанным вариантом.
Но вот загвоздка. Большинство психоаналитиков того времени отмечают, что те домохозяйки, что приходили к ним на прием, часто жаловались на какую-то постоянную внутреннюю пустоту. Им было плохо, но причина этой хандры буквально ускользала от них. «Что со мной не так? - спрашивали они — я целый день общаюсь с детьми, убираюсь и готовлю, у меня нет ни секундочки свободной, но почему-то когда я сажусь на диван и открываю женский журнал, а не чувствую себя собой. Я чувствую себя... Пустой».
Некоторые из них даже жаловались на это недомогание супругам. Супруги предлагали отдохнуть, уехать вместе к морю, немного освежиться... Но это не помогало. Ничего не помогало. Курсы кройки и шитья, новые средства для чистки различных поверхностей, общение с соседками, поход по магазинам... Все то, что раньше дарило вдохновение и счастье, перестало вдруг быть нужным. Домохозяйки перестали чувствовать себя личностями. Их жизнь, сведенная к маленькому замкнутому миру в любимом доме и в окружении любимых детей, стала абсолютно бессмысленна. Они учились в колледжах — для чего? Они живут — для чего? Многие домохозяйки отмечали, что они начали чувствовать себя неодушевленной вещью. Стиральной машиной, например, или плитой, или диваном, или инкубатором по созданию детей. Но совершенно точно не человеком.
Книга «Загадка женственности» дала толчок для новой волны феминистского движения, которая началась в 1963 году. В какой-то степени можно сказать, что она продолжается до сих пор. Многие считают, что женщины борются за то, чтобы стать мужчинами. Может быть, кто-то действительно видит это таким образом. Но феминизм изначальный, феминизм, как движение, был создан исключительно ради того, чтобы женщина стала человеком. Никто не отрицает, что мы все разные. Женщина устроена иначе, чем мужчина, ее организм и тип мышления весьма отличаются от мужского. Но женщина имеет полное право быть личностью. Быть кем-то, кого будут уважать, чье мнение будут принимать, чье предназначение будет не только в тихой домашней жизни.
В фильме «Улыбка Моны Лизы» главная героиня, которую сыграла Джулия Робертс, показывала своим ученицам примеры современной (дело происходило в 1950-х) рекламы. На одном из плакатов была изображена смеющаяся девушка с идеальной фигурой, а подпись рядом гласила: «Корсет — новая свобода». Эта абсурдная надпись, которую с таким жаром и с такой радостью принимали девушки двадцатого века, прекрасно выражает все то, за что боролись феминистки. За возможность свободно дышать, не заковывая себя в рамки чужих представлений о предназначении женщины. И только за это.