Найти в Дзене

Почему одних психологов выбирают, а от других бегут

Вы наверняка замечали, что в присутствии одних людей ты чувствуешь себя хорошо, а от других тебе хочется бежать. Хотя ни тот, ни другой на поведенческом уровне еще не сделали ничего особенного.

Предлагаю в данной статье развернуть эту тему в контексте обучения расстановкам и вообще расстановочной и терапевтической работы.

***

На учебном курсе мы учим наших студентов-расстановщиков разным вещам:

  • Методологии расстановочной работы
  • Законам систем и разнообразию системных динамик
  • Структуре расстановочной сессии
  • Методам исследования (диагностики) и изменения (трансформации) ситуации.
  • А так же огромному количеству конкретных приёмов в работе терапевта.

И что радует, студенты копируют нас – преподавателей – совсем недолго. Уже через полгода обучения у каждого формируется свой собственный стиль работы, своя специализация в работе со «знающим полем» семейной системы. Инструменты они используют одни и те же, из изученного перечня, а вот метанавыки у них совершенно разные. Каждый привносит в свою работу с клиентом то, что он умеет и знает помимо расстановок. И это всегда безумно интересно.

  • Один – доводит разрешающие расстановочные фразы до глубочайшего эриксоновского транса. Одни придыхания и паузы чего стоят.
  • Второй – дотошен («до тошноты») на этапе предварительного интервью, но именно это внимание к деталям и память на нюансы клиентской ситуации импонирует его клиентам, формирует доверительный контакт.
  • Третий – задушевно дружелюбен, наивен и прост. Настолько, что все клиенты в его присутствии расслабляются, занимают открытые позы в кресле, и раскрывают ему всю душу. Настоящий любимец публики.
  • Четвертый провокативен, насмешлив, часто использует конфронтацию, разрушает карточный домик неадаптивных привычек клиента. И именно это мотивирует клиента к изменениям. После того, что он выдержал на сессии, клиент уверен, что справиться и сможет поговорить с любым обидчиками в жизни.
  • Пятый чутко ловит и гибко подстраивается под малейший нюанс интонации клиента, пассивно идёт позади него, а не тащит за собой. Но именно это позволяет клиенту чувствовать себя автором изменений в жизни.

Фактически каждый из студентов-расстановщиков уже через полгода обучения умеет создать вокруг себя, одним своим присутствием, своеобразную, уникальную атмосферу. И всякий раз это является важным фактором, позволяющим клиенту продвигаться в заявленной в запросе цели.

Но как отметила Эми Минделл в своей книге «Психотерапия как духовная практика» существует и еще более важный уровень работы терапевта. Присутствуя на расстановочной супервизии, дорогие студенты, задайте себе вопросы:

  • Уважает ли терапевт клиента или нет?
  • Верит ли терапевт, что клиент может измениться или нет?
  • Понимает ли терапевт все факторы, влияющие на жизнь клиента или игнорирует их?
  • Как терапевт относится к жизни и смерти?

Как пишет Эми Минделл:

  • Напряженное внимание терапевта может помочь клиенту убедиться, что жизнь – серьезная штука.
  • Если терапевт убежден, что все люди больны, а те которые не больны, просто не дообследованы – клиента может захлестнуть тревога.
  • Расслабленный пассивный терапевт одним своим видом внушает клиенту, что иногда стоит позволить природе вещей идти своим чередом.
  • Привычка терапевта контролировать всё и вся может внушить клиенту мысль, что хаос можно приручить.

Любая из этих привычек (или, другими словами, метанавыков) терапевта может быть полезной в данный момент, в данной ситуации, в работе с данным конкретным клиентом. Обычно эти привычки (метанавыки) остаются неосознаваемыми. Более того, мы можем фиксироваться на одной из них и почти не использовать другие.

Поэтому я вижу одну из самых важных задач в процессе обучения расстановщиков – повышение осознанности применения имеющихся у них привычек (метанавыков) как очень важного аспекта клиент-терапевтических отношений. И конечно же важной целью является расширение репертуара и повышение гибкости использования этих навыков у студентов-расстановщиков.

***

Расписание Центра "Ольвия" на сайте www.olvia-center.ru
Мои группы и онлайн-курсы здесь
Запись на консультацию по тел/whatsapp 89055656655 и 84952266880

-2