Вы наверняка замечали, что в присутствии одних людей ты чувствуешь себя хорошо, а от других тебе хочется бежать. Хотя ни тот, ни другой на поведенческом уровне еще не сделали ничего особенного.
Предлагаю в данной статье развернуть эту тему в контексте обучения расстановкам и вообще расстановочной и терапевтической работы.
***
На учебном курсе мы учим наших студентов-расстановщиков разным вещам:
- Методологии расстановочной работы
- Законам систем и разнообразию системных динамик
- Структуре расстановочной сессии
- Методам исследования (диагностики) и изменения (трансформации) ситуации.
- А так же огромному количеству конкретных приёмов в работе терапевта.
И что радует, студенты копируют нас – преподавателей – совсем недолго. Уже через полгода обучения у каждого формируется свой собственный стиль работы, своя специализация в работе со «знающим полем» семейной системы. Инструменты они используют одни и те же, из изученного перечня, а вот метанавыки у них совершенно разные. Каждый привносит в свою работу с клиентом то, что он умеет и знает помимо расстановок. И это всегда безумно интересно.
- Один – доводит разрешающие расстановочные фразы до глубочайшего эриксоновского транса. Одни придыхания и паузы чего стоят.
- Второй – дотошен («до тошноты») на этапе предварительного интервью, но именно это внимание к деталям и память на нюансы клиентской ситуации импонирует его клиентам, формирует доверительный контакт.
- Третий – задушевно дружелюбен, наивен и прост. Настолько, что все клиенты в его присутствии расслабляются, занимают открытые позы в кресле, и раскрывают ему всю душу. Настоящий любимец публики.
- Четвертый провокативен, насмешлив, часто использует конфронтацию, разрушает карточный домик неадаптивных привычек клиента. И именно это мотивирует клиента к изменениям. После того, что он выдержал на сессии, клиент уверен, что справиться и сможет поговорить с любым обидчиками в жизни.
- Пятый чутко ловит и гибко подстраивается под малейший нюанс интонации клиента, пассивно идёт позади него, а не тащит за собой. Но именно это позволяет клиенту чувствовать себя автором изменений в жизни.
Фактически каждый из студентов-расстановщиков уже через полгода обучения умеет создать вокруг себя, одним своим присутствием, своеобразную, уникальную атмосферу. И всякий раз это является важным фактором, позволяющим клиенту продвигаться в заявленной в запросе цели.
Но как отметила Эми Минделл в своей книге «Психотерапия как духовная практика» существует и еще более важный уровень работы терапевта. Присутствуя на расстановочной супервизии, дорогие студенты, задайте себе вопросы:
- Уважает ли терапевт клиента или нет?
- Верит ли терапевт, что клиент может измениться или нет?
- Понимает ли терапевт все факторы, влияющие на жизнь клиента или игнорирует их?
- Как терапевт относится к жизни и смерти?
Как пишет Эми Минделл:
- Напряженное внимание терапевта может помочь клиенту убедиться, что жизнь – серьезная штука.
- Если терапевт убежден, что все люди больны, а те которые не больны, просто не дообследованы – клиента может захлестнуть тревога.
- Расслабленный пассивный терапевт одним своим видом внушает клиенту, что иногда стоит позволить природе вещей идти своим чередом.
- Привычка терапевта контролировать всё и вся может внушить клиенту мысль, что хаос можно приручить.
Любая из этих привычек (или, другими словами, метанавыков) терапевта может быть полезной в данный момент, в данной ситуации, в работе с данным конкретным клиентом. Обычно эти привычки (метанавыки) остаются неосознаваемыми. Более того, мы можем фиксироваться на одной из них и почти не использовать другие.
Поэтому я вижу одну из самых важных задач в процессе обучения расстановщиков – повышение осознанности применения имеющихся у них привычек (метанавыков) как очень важного аспекта клиент-терапевтических отношений. И конечно же важной целью является расширение репертуара и повышение гибкости использования этих навыков у студентов-расстановщиков.
***
Расписание Центра "Ольвия" на сайте www.olvia-center.ru
Мои группы и онлайн-курсы здесь
Запись на консультацию по тел/whatsapp 89055656655 и 84952266880