Найти в Дзене
Евгений Попов

Страсть вологодская

Александр Яшин (1913 - 1968)
Александр Яшин (1913 - 1968)

Настоящая фамилия Александра Яшина была – Попов. Яшин – его псевдоним, взятый в честь рано умершего отца по имени Яков, отца, которого будущий поэт, воспитанный отчимом, никогда не видел, но память о нем хранил всю жизнь.

Так же всю жизнь Яшин оставался верен своей малой родине, своей Вологодчине, где он родился, где (в родной деревне Блудново) выстроил дом и где был похоронен, хотя еще с середины 30-х годов постоянно жил в Москве. Там в 1941 году Яшин окончил Литинститут и сразу же ушел на фронт. Военная тема занимает определенное место в его творчестве, хотя она никогда не была у него центральной, сквозной. Вершина официального признания Яшина-поэта падает на первые послевоенные годы. В 1950 году он получил за свою поэму «Алена Фомина» Сталинскую премию. Но уже в 1954 году на II Съезде советских писателей Яшин выступил с критикой и самокритикой – всей советской послевоенной литературы и собственного творчества за «лакировку действительности» и «неискренность». Последние полтора десятилетия его творческой работы были временем поиска правды и ответов на «проклятые вопросы» ‒ как социального, так и философского характера. В этот период Яшин выступил как прозаик, который своими повестями («Рычаги», «Вологодская свадьба» и др.) вызвал нападки догматических критиков уже за «очернение колхозной деревни».

Однако сегодня Яшина знают главным образом из-за его любовной драмы, вызвавшей к жизни поэзию сильнейшего внутреннего накала. Последней любовью поэта была известная поэтесса Вероника Тушнова («Не отрекаются, любя…», исполнявшаяся Аллой Пугачевой, написана на ее стихи). После нескольких лет тайного мучительного романа Яшин, не желавший уходить из семьи, расстался с Тушновой. Вскоре она умерла после скоротечного рака. А через три года, и тоже от опухолевого заболевания, скончался сам Яшин. Грустная история, хоть сейчас в сериал…

Думалось, все навечно,

Как воздух, вода, свет:

Веры ее беспечной,

Силы ее сердечной

Хватит на сотню лет.

Вот прикажу –

И явится,

Ночь или день - не в счет,

Из-под земли явится,

С горем любым справится,

Море переплывет.

Надо –

Пройдет по пояс

В звездном сухом снегу,

Через тайгу

На полюс,

В льды,

Через "не могу".

Будет дежурить,

Коль надо,

Месяц в ногах без сна,

Только бы - рядом,

Рядом,

Радуясь, что нужна.

Думалось

Да казалось...

Как ты меня подвела!

Вдруг навсегда ушла –

С властью не посчиталась,

Что мне сама дала.

С горем не в силах справиться,

В голос реву,

Зову.

Нет, ничего не поправится:

Из-под земли не явится,

Разве что не наяву.

Так и живу.

Живу?