Свадьба русских (равно и других этносов) представляет собой своеобразную народную пьесу со многими картинами и действующими лицами. Последние призваны играть свои роли на протяжении всего свадебного действа.
Действа эти проходят в реальном пространстве: в конкретном городе, селении, доме, квартирах. Но свадьба – это игра. В народе говорят: играть свадьбу, сыграли свадьбу. Следовательно, реальное пространство, где проходит конкретная свадьба, оказывается игровым, охватывающим события от сватовства, запоя, сговора и до завершения (тушения) свадьбы.
В основе свадебного сюжета лежит своеобразный конфликт двух сторон, одна из которых (сторона жениха) брала себе дополнительные рабочие руки и продолжательницу рода. Сюжет состоит из последовательно развивающихся картин, которые разыгрываются всеми участниками свадьбы в соответствии со свадебным сценарием.
В начале сюжета чётко разведены по принципу «своё» и «чужое» пространства жениха и невесты, представленные домами их родителей. Не случайно в свадебных песнях жениха называют чуж-чуженином. Между названными пространствами размещена нейтральная зона, а именно: дома соседей, улицы, дороги и даже целые селения, где в реальной жизни встречались (встречаются) представители обеих сторон. Задача свадебного сюжета объединить реальные «своё» и «чужое» пространства путём превращения их в одно общее пространство – «своё» для вступивших в брак и их родни.
Действительно, в процессе реализации свадебного сюжета оппозиция «своё – чужое» разрушается, обособленные до свадьбы реальные пространства сливаются в одно игровое пространство, которое после тушения свадьбы становится реальным. И, естественно, возникает вопрос: какое место занимает частушка в свадебной игре и как она связана со свадебным сюжетом?
Проблема бытования частушки на русской свадьбе до сих пор практически не исследована, хотя представляет научный интерес.
Внимание учёных было сосредоточено прежде всего на изучение свадебных обрядов и поэзии XIX – начала ХХ веков, когда традиционная свадьба ещё сохраняла своё лицо.
Такой подход был правомерен и необходим, ибо русская старинная свадьба до недавнего времени принадлежала к числу недостаточно изученных. Трудности же изучения определяются рядом причин.
Во-первых, ощущается нехватка фактического материала, так как многие регионы, к примеру Башкортостан, были слабо охвачены собирательской работой вплоть до 30–60-х годов ХХ столетия.
Во-вторых, имеющиеся материалы хранятся большей частью в местных архивах, которые разбросаны по необъятной территории нашей страны, плохо организованы и описаны, а потому малодоступны исследователям.
В-третьих, на части описаний свадеб 20–80-х годов ушедшего века, находящихся в архивах и опубликованных, лежит печать тенденциозного отношения некоторых исследователей ко всему новому, что появлялось на свадьбе (в том числе и после Октябрьской революции 1917 г.). В частности, так они относились к частушкам, пение которых на свадьбе рассматривалось как акт разрушения последней. Фольклористы, придерживающиеся данной точки зрения, не учитывали, что наряду с разрушением старинной свадьбы имели место и творческие попытки народа приспособить популярные и доступные всем частушки к свадьбе в условиях решительных исторических преобразований и формирования новых общественных отношений в стране. Вот почему ученые не только не фиксировали тексты частушек при записи свадеб, но и даже не упоминали о них.
Однако процесс внедрения частушки в свадьбу был настолько активен, что сведения о нём просочились в описания обрядов, сделанные не посвящёнными в тонкости фольклористических дискуссий студентами, а также на страницы художественных произведений, в фольклористическую и этнографическую литературу.
Её заметили и крупные учёные. Например, И. И. Земцовский в статье «Песенный быт Костромской деревни» пишет, что в «районе издавна были распространены разнообразные частушки: свадебные, масленичные, плясовые». Э. В. Померанцева, анализируя фольклорный материал подмосковного села за 100 лет, также указывает на бытование серии именно свадебных частушек. Аналогично высказывается И. В. Ефремов, изучавший вологодскую свадьбу, Н.П. Колпакова, В.Е. Гусев, Т.М. Акимова, М.М. Шубровская, А.Яшин и другие.
Рассматривая вопрос о влиянии частушки на литературу, В. Бахтин писал, что «всегда частушка там, где речь идёт о свадьбе, о веселье, о пляске. Почти всё описание свадьбы у Фроловых («Страна Муравия») – пересказ частушек и плясовых выкричек».
Обнаруживается определённая последовательность появления частушки в свадебном сюжете. Прежде всего, частушки пели на посиделках, где молодёжь занималась рукоделием и веселилась. Посиделки, как известно, непосредственно в свадебный сюжет не входили. Однако они нередко проводились в домах просватанных девушек, которые должны были вечерами готовить себе приданое с помощью подруг.
На Печоре, занимаясь рукоделием, молодёжь перемежала работу пением песен и частушек, среди которых были и частушки со свадебной тематикой. Затем частушки стали петь в свадебных обрядовых ситуациях, где главную роль играла молодёжь, а именно: на девичнике, во время «плаканья и красования» невесты, когда последняя прощалась «с девичьей волей». По Ефремову, с помощью частушек подруги невесты, продав её жениху и выходя из-за стола, прощались с ней. В Саратовской области их поют на вечере, когда «невеста из девок выписывается».
Следующим актом свадьбы, где появилась частушка, был пир. Так, Н.П. Колпакова отмечала, что во время пира молодёжь пела в сенях под гармонь плясовые частушки и частушки, фиксирующие новые свадебные обычаи. Пожилые же участники свадьбы исполняли старые хоровые песни. Старшее поколение твёрже держалось традиций, долгое время, по свидетельству фольклористов Д.К. Зеленина, Е.Э. Линёвой и других, предвзято относилось к частушкам. Понадобилось несколько десятилетий, чтобы отношение к новому жанру изменилось и чтобы среднее и старшее поколения стали носителями частушек, усвоенных ими в молодости. И теперь, как указывают В.Е. Гусев, Э.В. Померанцева и другие, участники свадебного пира пляшут и поют частушки. Появлению частушек на пиру, видимо, способствовало пение там «озорных» песен типа «Барашечка наш чёрненький», которые сменялись весёлыми припевками.
Позднее частушки стали петь и в других обрядовых ситуациях. Например, в Горьковской области их поют во время сватовства и утром после брачной ночи, когда тёща угощает зятя яичницей (дер. Убежицы Белгородского района), на пропое и сговоре (дер. Хахалы Семёновского и Второе Чёрное Уренского районов), при отъезде к венцу (дер. Теплово Кулебанского района), во время угощения подруг невесты, принёсших постель в дом жениха (дер. Кирилловка Арзамасского района), а в дер. Белое Озеро Майнского района Ульяновской области их поют на второй день после свадебного пира. В Московской области твёрдо бытует обычай ряженых петь специфические частушки, когда они с курицей и петухом в руках идут будить невесту.
По нашим наблюдениям, на русской свадьбе в Башкортостане частушки встречаются во всех отмеченных выше картинах. Много их поётся на пиру и во время поисков «ярки» – невесты после брачной ночи.
Частушки стали проникать на молодёжную часть свадьбы уже в начале ХХ века в связи с возрастающей популярностью жанра и в связи с утратой веры в Бога, а также в магическую силу слова и обряда[2]. По свидетельству И. В. Ефремова, «…и до Октябрьской социалистической революции в Корбаганской свадьбе частушки занимали видное место во время плаканья. Частушки пелись наряду с причитаниями невесты и песнями… И уже в 30-х годах частушки заняли ведущее место во время «плаканья и красования» невесты. С тех пор частушки прочно вошли в обряд, ни одна свадьба не проходила без них».
Информаторы М.А. Зимнянова (68 лет), З.И. Обухова (63 года), А.М. Евсеева (60 лет) из Горьковской области утверждают, что частушки эротического содержания исполнялись на свадьбе до начала 30-х годов ХХ в. На давность распространения частушек на свадьбе указывали также И. И. Земцовский, Н. П. Колпакова в упомянутых выше работах.
В 50–70-х гг. ХХ века частушка укоренилась в свадебном фольклоре, что подтверждается материалами фольклорных экспедиций Стерлитамакского государственного педагогического института, и занимала на свадьбе едва ли не ведущее место. В начале III тысячелетия, как свидетельствуют записи свадеб 2000–2008 гг. преподавателями и студентами Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой, частушки, включая двуязычные (не надо забывать, что Республика Башкортостан полиэтнична), лучше других традиционных жанров фольклора сохранились на свадьбах (и не только русских), хотя интерес к ним у молодёжи затухает.
Во всём многообразии распеваемых на свадьбах частушек отчётливо видны две группы: 1) частушки, генетически и тематически связанные со свадьбой, исполнявшиеся в процессе свадебной игры наряду со свадебными причитаниями и песнями; 2) частушки, возникшие и бытующие независимо от свадьбы. На свадебных торжествах их стали петь по аналогии с праздниками в связи с изменением характера свадьбы, превращением последней в весёлое ликование по случаю рождения новой семьи.
Строгой закономерности в отборе текстов частушек второй группы для исполнения на свадьбах нет, хотя усматривается тенденция петь частушки преимущественно любовной тематики или юмористические, позволяющие создать у участников свадьбы весёлое настроение. К примеру:
Кабы знать, кабы знать,
У кого снохой бывать,
Каждый вечер бы ходила
Я капусту поливать.
По аналогии с корильными песнями, бытовавшими на старинной свадьбе, исполняются корильные частушки, объединённые в цикл приёмом единоначатия типа «Уж как (название села) ребята» или «Меня милый изменил» и мелодией. Например, записанные студенткой-дипломницей В.М. Маркиной в Мелеузовском районе РБ в 1971 г.:
Уж как нордовски ребята
Храбрецы, так храбрецы:
Три килóметра бежали:
Испугалися овцы.
Уж как нордовски ребята
Стали моду соблюдать:
Рубахи белые надели,
А шеи грязные видать.
* * *
Меня милый изменил,
Вниз по лестнице спустил.
Я летела не спеша
Все четыре этажа.
Мне мой милый изменил,
Я ему сказала:
– В белых тапочках в гробу
Я тебя видала!
Автор: Иван Карпухин
Читайте продолжение на сайте журнала "Бельские просторы"
Журнал "Бельские просторы" приглашает посетить наш сайт, где Вы найдете много интересного и нового, а также хорошо забытого старого!