В каждом человеке заложен огромный человеческий потенциал. И этот потенциал - не талант, не дар, не уникальная способность, не склонность к определённой профессии или деятельности. Раскрытие человеческого потенциала нельзя измерить социальным статусом, уровнем должности в компании или суммой денег на банковском счёте. И нужно его именно раскрыть, а не воспитать или привить (надрессировать). Есть множество людей, неудовлетворённых личной жизнью, работой, количеством денег, даже собственным образом жизни. Множество людей, не чувствующих своих потребностей и желаний (и не отличающих одно от другого). Не имеющих собственных понятных этических и моральных принципов, ценностей, жизненных ориентиров, не имеющих даже чётких личных границ. Множество несчастливых людей...
Раскрытие человеческого потенциала напрямую связано с ощущением счастья. Счастье - это некое фоновое базовое состояние. Ты радуешься, расстраиваешься, раздражаешься, волнуешься, испытываешь огромный спектр сильнейших эмоций, но потом всё равно возвращаешься к этому ощущению внутреннего покоя и равновесия. К ощущению внутренней силы. К пониманию собственной ценности.
Человеческий потенциал - это и есть огромная сила и ценность, которая заложена в каждом из нас. И его раскрытие - это самое прекрасное, что я когда-либо видела в этой жизни. Одиннадцать лет рядом со мной есть человек. Вот он родился, крохотный и беззащитный, он пробует на вкус свои пальчики и с удивлением изучает мир своей детской кроватки. Вот он открывает для себя другой мир - весь дом, двор, окрестности, город, другие страны. Он открывает космос внутри себя, он переживает боль, огорчения, потери, радость, восторг, исполнение желаний. А однажды он вдруг переживает сострадание или горечь от чужой боли, или тревогу за другого человека, или радость за другого, или чувство единства. И мир больше не будет прежним, он расширился до бесконечности. А потом в этом бесконечном мире появляются его собственные ориентиры: его семья, его дом, его распорядок дня, его дисциплина, его ценности, его цели. Он наполняется своим собственным миром и раскрывается как прекрасный цветок. Он готов делиться, отдавать. И готов впитывать, наполняться.
Если бы меня спросили, какая главная задача стоит перед школьными учителями, я бы, наверное, сказала, что та же самая, что стоит и перед родителями - помочь ребёнку раскрыть заложенный в нём человеческий потенциал. Помочь ему дозреть до адекватного взрослого поведения. Дозреть до мужественных, честных, сильных поступков. До глубоких мыслей, до объективного видения целого и внимательного замечания частного. Помочь ему дозреть - это значит позволить ему находиться в благодатной почве столько, сколько потребуется. Задача учителей и родителей - питать, наполнять, отдавать и быть терпеливым.
Я как родитель вижу свою главную задачу именно в этом. И если бы я встретила учителей с той же задачей, то, не задумываясь, отвела бы своих детей к этим учителям.