Оба фильма сняты по одной и той же пьесе Шварца и в целом мало отходят от ее текста. Но Гарин создал детский, пусть немного постмодернистский, фильм, а Захаров - серьезную сказку-притчу для взрослых. Ведь не всегда главное - текст, очень важно как были расставлены акценты.
Что интересно, "Обыкновенное чудо" 1964 года - это вполне полноценный такой фильм, со сценами снятыми на пленэре, с панорамой роскошного дворца. Это не то чтобы блокбастер, но снято довольно масштабно. В то время как лента 1978 года в основном снималась в павильонах, это скорее теле-спектакль. Тем не менее, бОльшее впечатление производит вторая экранизация.
Дело в том, что Захаров славится как режиссер, которому интересны сложные герои. Он может передать характер персонажа, показав только его глаза. Гарин этим похвастаться не может, поэтому в его фильме, в отличие от захаровского, так много общих планов и он практически не показывает глаза, а ведь глаза - это зеркало души. Именно поэтому волшебник-Консовский - это фактически ребенок-переросток, забавляющийся от нечего делать, а волшебник-Янковский - это достаточно трагическая фигура. Он не просто живет с мыслью, что ему суждено пережить любимую, но и пытается найти смысл жизни, логику в поступках людей. Так же и Купченко в роли жены волшебника на голову выше Зорской. Первая - идеал влюбленного мужчины, мадонна с грустным взглядом. Вторая - какая-то простая деревенская баба.
Гарин сам сыграл короля и это опять же стало минусом. Крайне редко кинематографистам удается совмещать удачно две ипостаси: режиссера и актера. Безусловно, такие случае есть, но часто человек в процессе съемки видит лишь одну сторону процесса. К сожалению, король Гарина (Кстати, может кто-то объяснить, почему он в килте ходит?) - это просто очередной сказочный король, немного чудак, немного деспот. В то время, как король у Захарова, похожий на доброго дядюшку, куда страшнее именно своей обычностью. Мы таких людей видим 10 раз на дню. Возможно, если они обладают хоть какой-то властью, они ведут себя именно так: не считаясь ни с чем, кроме своих капризов.
Теперь давайте посмотрим на двух Медведей. Видов хорош внешне, спору нет. Но в герое Абдулова чувствуется скрытая сила. А Видов - просто милый мальчик, еще очень слабый, мягкий и нерешительный. Возможно, дело в том, что Абдулов был на 5 лет старше. Обычно к 25 годам люди приходят в согласие с собой и понимают на что они способны и чего хотят, тогда как 20 лет - зачастую возраст колебаний и рефлексии. В общем, мне второй Медведь нравится куда больше именно своей цельностью. К моменту съемки "Всадника без головы" Видов немного заматерел, приобрел уверенность, набрался опыта и действительно стал практически идеалом мужчины. Но не тут.
Переходим к принцессе. Вот кто в старом фильме - ужас, как он есть, недаром актриса Н. Максимова практически нигде больше особо не снималась. Как я понимаю, взяли ее исключительно из-за внешности, ибо играть она не умеет вообще от слова "совсем". В то время как юная Евгений Симонова с ее распахнутым взглядом - уже вполне профессиональная актриса, которая может сыграть что угодно.
Еще один момент, который сильно портит впечатление от фильма Гарина - это откровенно старые фрейлины. Да, актеры второго плана - это важно. А 40-летние особы, у которых каждый прожитый год на лице написан (Увы, это не Нинель Мышкова, что могла и в 38 с блеском сыграть "Гадюку"), и которые изображают юных девушек, - это не то, что я хотела бы видеть на экране. Поэтому когда в конце фильма они родили по ребенку, у меня встал вопрос: как? ЭКО изобрели в 1960-х? Актрисам, которые сыграли фрейлин в версии Захарова, было около 30 и выглядели они вполне аутентично.
Пожалуй, единственный, кто неплох в ленте 1964-го года - это трактирщик (В. Авдюшко). Крупный мужчина средних лет в унтах и грубом свитере, он изображал то ли полярника, то ли физика, но в целом выглядел неплохо. А вот Эмилия подкачала и здесь. Я в курсе трагической судьбы В. Караваевой. Но искусство не терпит фальши. Если у актрисы изрезано лицо и она не может больше им пользоваться, - вон из профессии. Да, звучит жестоко, но лицо - это профессиональный инструмент актера. Тут ничего не поделаешь. Ну, не бывает безногих танцоров. Поэтому Караваева, которая и играть толком не может, и говорит чересчур манерно, выглядит фальшиво. В то время как великолепнейшая Е. Васильева попала в десятку. Ее Эмилия чудо как естественна. Ну а Ю. Соломин хорош всегда и везде, это даже можно не обсуждать.
Ах, да, пожалуй еще министр-администратор в "Обыкновенном чуде" 1964-го года неплох. Г. Георгиу изображал такого жука-вредителя, в то время как А. Миронов сделал своего персонажа бессовестным дельцом, но обе линии вполне имеют право на существование.
Очень интересно сработали художники и художники по костюмам. Если в старой версии сделали упор на мир обычных вещей, то в новой - на сказочные предметы. Вот два кадра с одними и теми же героями. На первом вы видим заботливо воссозданный интерьер дома волшебника: высокий шкаф, комод, широкий стол, кофейник, подсвечник, тарелки... Но что же тут собственно волшебного? Так в XVIII веке жили буржуа средней руки и богатые крестьяне. В то время как на втором кадре мы видим тех же персонажей в совершенно ином антураже: фреска на стене и корабль-люстра. И сразу получается иная тональность. Мы сразу понимаем: это - необычный дом, это - жилище волшебника.
Ну и конечно большую роль играет воистинну волшебная музыка Гладкова, которая звучит во второй экранизации. В первой... Ну, да, там тоже есть какая-то музыка. Но, положа руку на сердце, вы ее помните?
Зато вот эту песню на стихи Ю. Кима забыть нельзя никак:
Приходит день, приходит час,
Приходит миг, приходит срок -
И рвется связь;
Кипит гранит, пылает лед,
И легкий пух сбивает с ног
Что за напасть?
И зацветает трын-трава,
И соловьем поет сова
И даже тоненькую нить
Не в состояньи разрубить
Стальной клинок!
Я не хочу сказать, что фильм Гарина совсем плох. Нет. Но по сравнение с фильмом Захарова он как первоклассник и выпускник школы. Один только-только начал постигать школьную премудрость, он еще салага. А второй уже более-менее освоил курс необходимых наук, готов к жизненным трудностям и знает свою дорогу.
Картинки с сайтов https://www.kino-teatr.ru/ и https://www.kinopoisk.ru/ .