Найти в Дзене

"Обыкновенное чудо" 1964/1978, или Детский фильм и фильм-притча

Оба фильма сняты по одной и той же пьесе Шварца и в целом мало отходят от ее текста. Но Гарин создал детский, пусть немного постмодернистский, фильм, а Захаров - серьезную сказку-притчу для взрослых. Ведь не всегда главное - текст, очень важно как были расставлены акценты.

Оба фильма сняты по одной и той же пьесе Шварца и в целом мало отходят от ее текста. Но Гарин создал детский, пусть немного постмодернистский, фильм, а Захаров - серьезную сказку-притчу для взрослых. Ведь не всегда главное - текст, очень важно как были расставлены акценты.

-2

Что интересно, "Обыкновенное чудо" 1964 года - это вполне полноценный такой фильм, со сценами снятыми на пленэре, с панорамой роскошного дворца. Это не то чтобы блокбастер, но снято довольно масштабно. В то время как лента 1978 года в основном снималась в павильонах, это скорее теле-спектакль. Тем не менее, бОльшее впечатление производит вторая экранизация.

Королевский дворец из фильма 1964 года.
Королевский дворец из фильма 1964 года.

Дело в том, что Захаров славится как режиссер, которому интересны сложные герои. Он может передать характер персонажа, показав только его глаза. Гарин этим похвастаться не может, поэтому в его фильме, в отличие от захаровского, так много общих планов и он практически не показывает глаза, а ведь глаза - это зеркало души. Именно поэтому волшебник-Консовский - это фактически ребенок-переросток, забавляющийся от нечего делать, а волшебник-Янковский - это достаточно трагическая фигура. Он не просто живет с мыслью, что ему суждено пережить любимую, но и пытается найти смысл жизни, логику в поступках людей. Так же и Купченко в роли жены волшебника на голову выше Зорской. Первая - идеал влюбленного мужчины, мадонна с грустным взглядом. Вторая - какая-то простая деревенская баба.

Волшебник (А. Консовский) и его жена (Н. Зорская).
Волшебник (А. Консовский) и его жена (Н. Зорская).
Волшебник (О. Янковский).
Волшебник (О. Янковский).

Гарин сам сыграл короля и это опять же стало минусом. Крайне редко кинематографистам удается совмещать удачно две ипостаси: режиссера и актера. Безусловно, такие случае есть, но часто человек в процессе съемки видит лишь одну сторону процесса. К сожалению, король Гарина (Кстати, может кто-то объяснить, почему он в килте ходит?) - это просто очередной сказочный король, немного чудак, немного деспот. В то время, как король у Захарова, похожий на доброго дядюшку, куда страшнее именно своей обычностью. Мы таких людей видим 10 раз на дню. Возможно, если они обладают хоть какой-то властью, они ведут себя именно так: не считаясь ни с чем, кроме своих капризов.

Король (Э. Гарин).
Король (Э. Гарин).
Король (Е. Леонов).
Король (Е. Леонов).

Теперь давайте посмотрим на двух Медведей. Видов хорош внешне, спору нет. Но в герое Абдулова чувствуется скрытая сила. А Видов - просто милый мальчик, еще очень слабый, мягкий и нерешительный. Возможно, дело в том, что Абдулов был на 5 лет старше. Обычно к 25 годам люди приходят в согласие с собой и понимают на что они способны и чего хотят, тогда как 20 лет - зачастую возраст колебаний и рефлексии. В общем, мне второй Медведь нравится куда больше именно своей цельностью. К моменту съемки "Всадника без головы" Видов немного заматерел, приобрел уверенность, набрался опыта и действительно стал практически идеалом мужчины. Но не тут.

Принцесса (Н. Максимова) и Медведь (О. Видов).
Принцесса (Н. Максимова) и Медведь (О. Видов).
Принцесса (Е. Симонова) и Медведь (А. Абдулов).
Принцесса (Е. Симонова) и Медведь (А. Абдулов).

Переходим к принцессе. Вот кто в старом фильме - ужас, как он есть, недаром актриса Н. Максимова практически нигде больше особо не снималась. Как я понимаю, взяли ее исключительно из-за внешности, ибо играть она не умеет вообще от слова "совсем". В то время как юная Евгений Симонова с ее распахнутым взглядом - уже вполне профессиональная актриса, которая может сыграть что угодно.

Принцесса (Н. Максимова).
Принцесса (Н. Максимова).
Принцесса (Е. Симонова).
Принцесса (Е. Симонова).

Еще один момент, который сильно портит впечатление от фильма Гарина - это откровенно старые фрейлины. Да, актеры второго плана - это важно. А 40-летние особы, у которых каждый прожитый год на лице написан (Увы, это не Нинель Мышкова, что могла и в 38 с блеском сыграть "Гадюку"), и которые изображают юных девушек, - это не то, что я хотела бы видеть на экране. Поэтому когда в конце фильма они родили по ребенку, у меня встал вопрос: как? ЭКО изобрели в 1960-х? Актрисам, которые сыграли фрейлин в версии Захарова, было около 30 и выглядели они вполне аутентично.

Фрейлины Оринтия (С. Коновалова) и  Аманда (К. Лепанова) и король.
Фрейлины Оринтия (С. Коновалова) и Аманда (К. Лепанова) и король.
Фрейлины Оринтия (В. Воилкова) и Аманда (Н. Пушкова) и король.
Фрейлины Оринтия (В. Воилкова) и Аманда (Н. Пушкова) и король.

Пожалуй, единственный, кто неплох в ленте 1964-го года - это трактирщик (В. Авдюшко). Крупный мужчина средних лет в унтах и грубом свитере, он изображал то ли полярника, то ли физика, но в целом выглядел неплохо. А вот Эмилия подкачала и здесь. Я в курсе трагической судьбы В. Караваевой. Но искусство не терпит фальши. Если у актрисы изрезано лицо и она не может больше им пользоваться, - вон из профессии. Да, звучит жестоко, но лицо - это профессиональный инструмент актера. Тут ничего не поделаешь. Ну, не бывает безногих танцоров. Поэтому Караваева, которая и играть толком не может, и говорит чересчур манерно, выглядит фальшиво. В то время как великолепнейшая Е. Васильева попала в десятку. Ее Эмилия чудо как естественна. Ну а Ю. Соломин хорош всегда и везде, это даже можно не обсуждать.

Эмилия (В. Караваева) и Эмиль (В. Авдюшко).
Эмилия (В. Караваева) и Эмиль (В. Авдюшко).
Эмиль (Ю. Соломин) и Эмилия (Е. Васильева).
Эмиль (Ю. Соломин) и Эмилия (Е. Васильева).

Ах, да, пожалуй еще министр-администратор в "Обыкновенном чуде" 1964-го года неплох. Г. Георгиу изображал такого жука-вредителя, в то время как А. Миронов сделал своего персонажа бессовестным дельцом, но обе линии вполне имеют право на существование.

Министр-администратор (Г. Георгиу).
Министр-администратор (Г. Георгиу).
Министр-администратор (А. Миронов).
Министр-администратор (А. Миронов).

Очень интересно сработали художники и художники по костюмам. Если в старой версии сделали упор на мир обычных вещей, то в новой - на сказочные предметы. Вот два кадра с одними и теми же героями. На первом вы видим заботливо воссозданный интерьер дома волшебника: высокий шкаф, комод, широкий стол, кофейник, подсвечник, тарелки... Но что же тут собственно волшебного? Так в XVIII веке жили буржуа средней руки и богатые крестьяне. В то время как на втором кадре мы видим тех же персонажей в совершенно ином антураже: фреска на стене и корабль-люстра. И сразу получается иная тональность. Мы сразу понимаем: это - необычный дом, это - жилище волшебника.

Медведь, жена волшебника, волшебник.
Медведь, жена волшебника, волшебник.
Жена волшебника (И. Купченко), волшебник, Медведь.
Жена волшебника (И. Купченко), волшебник, Медведь.

Ну и конечно большую роль играет воистинну волшебная музыка Гладкова, которая звучит во второй экранизации. В первой... Ну, да, там тоже есть какая-то музыка. Но, положа руку на сердце, вы ее помните?

Зато вот эту песню на стихи Ю. Кима забыть нельзя никак:

Приходит день, приходит час,

Приходит миг, приходит срок -

И рвется связь;

Кипит гранит, пылает лед,

И легкий пух сбивает с ног

Что за напасть?

И зацветает трын-трава,

И соловьем поет сова

И даже тоненькую нить

Не в состояньи разрубить

Стальной клинок!

Я не хочу сказать, что фильм Гарина совсем плох. Нет. Но по сравнение с фильмом Захарова он как первоклассник и выпускник школы. Один только-только начал постигать школьную премудрость, он еще салага. А второй уже более-менее освоил курс необходимых наук, готов к жизненным трудностям и знает свою дорогу.

Картинки с сайтов https://www.kino-teatr.ru/ и https://www.kinopoisk.ru/ .