Найти в Дзене
ДВИЖЕНИЕ ЭКА

Жжем не по-детски! Лесные пожары и глобальное потепление. Часть первая

Помните, как горела Сибирь год назад? Как мы сопереживали местным жителям, проклинали «черных лесорубов» и плакали над фотографиями обгоревших животных? Сейчас все затмили коронавирус и поправки к Конституции, но это не значит, что пожаров нет. По данным Гринпис России, за весну в нашей стране выгорело 13,5 миллиона гектаров природных территорий – больше, чем площадь Греции. Горит даже Арктика, чего в XX веке не случалось.

Почему это происходит и как связаны пожары с глобальным изменением климата, рассказала Оксана Липка, кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник Института глобального климата и экологии им. академика Ю.А. Израэля, ведущий автор 6-го Оценочного доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата.

– Лесные пожары происходят каждый год. Как это связано с глобальным потеплением?

В России климат теплеет в два раза быстрее, чем по всему земному шару, а в Арктической зоне – еще в два раза быстрее. У нас также изменился режим выпадения осадков. Если раньше летом дожди шли довольно равномерно, то сейчас проходит сильный ливень, а потом – длительная засуха. А засуха – это пожароопасная обстановка. То есть со стороны климата есть предпосылки к тому, чтобы пожары происходили чаще. Но все-таки в 90% случаев возгорание происходит по вине человека. Есть, конечно, у нас в стране особые регионы, где часто бывают сухие грозы – например, Алтай. Там довольно большая доля пожаров – естественного происхождения. В остальных регионах причины возгорания – антропогенные. И здесь добавляется еще один фактор: за последние 30 лет увеличилась освоенность территории. Человек начал появляться там, где его раньше не было, и, соответственно, появились новые очаги возгорания.

– Существует мнение, что поджигать сухую траву полезно, будто на этом месте новая растет лучше. Так ли это?

Это устаревшее мнение. Раньше так считали, но с тех пор наука далеко ушла вперед и стало ясно, что вреда от этих поджогов гораздо больше, чем пользы. Часто в таких случаях огонь убегает и распространяется за пределы тех лугов, на которых хотели повысить продуктивность травы, перебрасывается на леса, на населенные пункты. В России эта практика на сегодня запрещена. Так что люди, которые поджигают траву и считают, что делают доброе дело, нарушают закон.

– А есть ли обратная зависимость: влияют ли пожары на климат?

Есть и такая связь. Когда происходит пожар, в атмосферу выбрасывается огромное количество углерода в разной форме: это и газы, и пепел, и мельчайшие частички черного углерода. Все они попадают в атмосферу. Это то, что мы называем «выброс», или «эмиссия», и принципиально он не отличается от выбросов предприятий. При этом углекислый газ держится в атмосфере достаточно долго: сто-двести лет. То есть те молекулы, которые оказались в атмосфере в результате пожара сейчас, будут держаться в воздухе еще сто-двести лет.

Кроме деревьев, сгорает и напочвенный покров, подстилка. Сгорает верхняя часть почвы. И тот углерод, который копился там довольно много лет, поступает в атмосферу. Поврежденные деревья, оставшиеся после пожара, тоже продолжают гнить и выделять углекислый газ.

Лес, который сгорел, достаточно долго не будет поглощать углекислый газ в том же объеме, что до пожара. Если сгорело небольшое пятно и вокруг есть живые деревья с семенами, то ростки появятся буквально на следующий год. Если территория большая, то понадобится долгое время только для того, чтобы занести туда семена. Как правило, чтобы поднялся хороший лес, нужно 30 лет и больше. Чтобы восстановилась экосистема, близкая к исходной, – сотни лет.

Что касается пепла и мельчайших частиц черного углерода, они разносятся на очень большое расстояние: их находят даже в Арктике.

Материал подготовлен порталом Ecowiki.ru

Присоединяйтесь ко всероссийскому онлайн-флешмобу «Изменение климата. Что делать?».

Узнайте, что можете сделать именно вы, чтобы снизить темпы климатических изменений и уменьшить масштаб их последствий.