Наверно один из самых частых вопросов которые мне задают, во время одно из занятий с учеником мы решили уделить этому вопросу несколько больше времени и снять видео. Вот очень краткий конспект этого занятия, если вам будет интересно настойчиво рекомендую посмотреть подробное видео.
И так:
Что такое коррозия? Окисление реакция металла с кислородом образуется коррозия, на металле образуется оксидный так называемый слой, он содержит кислород и соответственно металл будет дальше реагировать который опять-таки будет вступать в реакцию с кислородом. Коррозия сама по себе является питанием для развития следующих слоев коррозии, поэтому коррозию нужно обязательно удалить с металла, оптимально срезать, но учитывая, что металл автомобильного очень тонкий, поэтому существует второй способ: — это нейтрализовать коррозию и создать фосфат металла FePO4, получается безводный слой и он не является уже питанием для реакции металла с кислородом. Третий способ: травление. То есть когда кислотой полностью растворяется коррозия и в итоге у тебя остается чистый металл, но так как после этой реакции металл очень активный, он будет хватать у тебя всё подряд себе и опять-таки этот кислород или там влага H2O которая есть в воздухе она также будет впитываться мгновенно металлом. Такие поверхности нужно моментально изолировать. Нужно нанести кислотный или эпоксидный грунт. Какая основная разница между кислотным и эпоксидным грунтом? На самом деле поверхность металла является гидрофобной, это значит она не смачивается водой, а раз она не смачивается соответственно адгезия на неё будет плохой. Для того чтобы уменьшить гидрофобность металла его шлифуют создают на нём риску для чего это делается? С одной стороны, увеличивается площадь контакта, и самое главное на поверхности металла образуется шероховатая поверхность, которая выглядит в виде миллиона капилляров, которые начинают работать, втягивая материал. Из курса физики в школе: если ты в стакан с водой вставишь капиллярную трубку, то вода поднимется выше своего уровня, втягивая из стакана воду, так это работает и с металлом. Нам удалось воссоздать вот эту капиллярную структуру, для того чтобы металл хорошо принимал воду и у тебя смачиваемость уже будет высокая соответственно у тебя будет хорошая адгезия материала, он не будет отваливаться. Но на заводах не шлифуют металл. Лента как шла отшлепал пресс, его же не шлифуют, это делают в ваннах. Как это делают? Сначала это всё дело протравливают или химически фрезеруют, образуется шероховатая поверхность, потом всё это дело фосфатируют, ещё один способ увеличения смачиваемости поверхности лишённой влаги. Получается дико шершавая, в микро понимании, поверхность тогда смачиваемость получается вообще идеальной.
Адгезия, это понятие переменное, то есть со временем она уменьшается так вот фосфатирование поверхности позволяет вот эту переменную сделать как можно более одинаковую по значению чтобы она не изменялась. В реальных условиях например сервиса ты не можешь погрузить авто или деталь в ванну, поэтому придумали кислотные грунты которые содержат в своем составе ортофосфорную кислоту которая и фосфатирует поверхность, также как это делается в ванне, только соответственно намного медленнее, намного меньше, потому что концентрация кислот намного ниже, потому что если ты на несёшь слишком много кислоты то у тебя пойдёт вторичная коррозия, поэтому-то количество кислоты которые есть кислотных грунтах строго регламентирована чтобы вот она отработала с верхним слоем металла и больше ее не осталось. Потому что, если она останется начнется вторичная коррозия. Всё дело в том, что поверхность металла она гидратированная, то есть метал пропитан так сказать влагой, на микро уровне, чтобы вот эту воду например выпарить надо иногда от 270 градусов до 400 градусов нагреть металл, но понятно что это никто не делает поэтому делает фосфатирование для того чтобы эту влагу так же удалить. В итоге у вас получается идеальное соединение металла с вашим материалом и если материал про царапается, например, то соответственно коррозия не пойдет под плёнку она будет только в том месте где есть повреждение.
Ну вот максимально насколько возможно, но этот способ очень не интересен и не эффективен в том случае, что на кислотный грунт не можешь ничего нанести кроме акрилового грунта. Да, если у тебя есть голый металл и ты ничего не делаешь, например: — вот ты получил новые элементы, или ты взял старый элемент, его очистил до металла то кислотный грунт является идеальной вещью это лучше чем эпоксидный. Потому что у тебя получается идеальная адгезия сверху на кислотный наносишь акриловый грунт и далее финишные покрытия. Ну а если ты начинаешь ремонтировать поверхность и она нуждается в шпаклевании, то нанесение кислотного грунта, это уже неинтересно Ты должен нанести кислотный грунт затем изолировать акриловым грунтом затем должен шлифануть, потом ты на него наносишь шпаклёвку, высушить, шлифануть, потом шпаклёвка шлифуется, ты протираешься до металла, а ты протрешь на 100% то ты операцию 1 и 2 повторяешь. Если ты это сделаешь за один раз ну О'кей, супер, хорошо, ты повторяешь и это ничего страшного, а если ты попадаешь как люди делают 3-4-5 шлифов ты каждый раз металл должен закрывать операциями 1 и 2. Это технология для таких вещей не годится потому что слоёв будет очень много. Эпоксидные грунты они не травят металл он просто имеет хорошую адгезию, он очень хорошо смачивает поверхность. Да и соответственно у него высокая адгезия просто к металлу на физическом уровне. Да просто хорошая адгезия и соответственно если ты наносишь то ты наносишь только пленку на металл, в результате если у тебя поверхность эпоксидного грунта повреждается до металла то открыт доступ к под пленочной коррозии и вот главное различие между эпоксидником и кислотником.