Печи с приточным с улицы воздухом и с циркуляцией внутреннего воздуха в помещении, для более оптимального и быстрого обогрева помещения, стали применять очень давно, со временем они более усовершенствовались и изменились в лучшую сторону.
На чертеже №250 представлена более совершенная печь, в ней сделаны воздушные заборники воздуха у самого пола, а выход в верхней части печи. Воздух поднимаясь по внутренним воздушным каналам нагревается и выходит в помещение вытесняя холодный, который остывая вновь попадает снизу в печь.
Для более холодного зимнего периода делался забор воздуха с подвального помещения.
На рисунке представлены виды душников для печей. С их помощью регулировали поступление тепла в комнаты.
Это образцы различных печей с циркуляционными каналами для обогрева воздуха. В подобных печах направление движения воздуха и дыма происходило в одном направлении, но были печи, предложенные Собольщиковым, в которых дым сначала поднимался вертикально вверх, а затем зигзагообразно опускался вниз до самой дымовой трубы. Воздушные же каналы применялись примерно также, но нагрев воздуха был более интенсивным.
Такая печь инженера Собольщикова признана наиболее удачной из таких печей с воздушной вентиляцией.
Эти каналы необходимо было периодически чистить. Для этого были сделаны специальные прочистные дверцы и применялись плоские метелки. Внизу печи устраивались так называемые “пыльные мешки” для сбора пыли.
При таком способе циркуляции комнатные печи стало возможным встраивать в толщу стен так как это не мешает циркуляции воздуха и обогревает помещения двумя путями, с помощью прогрева от стенок печи и с помощью воздушных каналов.
То же самое произошло и с другими конструкциями печей. Например, печь Собольщикова отапливала помещение общим объемом около 5000 кубических метров и вполне себя оправдывала даже при довольно сильных морозах.
Такие печи не получили большого распространения, так как было большое противодействие со стороны печников, которые не хотели класть более сложные с их точки зрения печи и поэтому всячески препятствовали их применению.
Примитивизация и упрощение привели к тому, что печи потеряли часть КПД, что в свою очередь увеличило расход топлива.
Настоящие “Голландки” совершенно другие внутри, чем те, что показывают сегодня. От них остался только внешний вид, а конструкция полностью была изменена.
Интересная статья: "Печи Утермарка с высоким КПД. Сегодня таких нет".