Стандартная настройка гитары одинакова во всем мире. Почему гитара настроена в основном по квартам, но имеет одну струну, которая настроена на терцию выше предыдущей?
Причина в том, что гитара является как «гармоническим», так и «мелодическим» инструментом, поэтому она настроена так, чтобы было относительно легко брать аккорды.
Настройка строго по квартам приведёт к следующему строю (от толстых струн к тонким): E A D G C F.
Это облегчило бы воспроизведение мелодий на гитаре, потому что в этом случае достаточно знать «отношение» между любыми двумя струнами, чтобы знать «отношения» между всеми парами струн. Однако, это сделало бы аппликатуры аккордов намного сложнее.
Вот несколько простых аккордов для сравнения, в стандартной настройке и точной настройке по квартам:
Как видите, Em и G становятся более сложными, но всё ещё допустимыми. Аккорд E требует больше пальцев, чем есть у гитариста, если нужно сыграть все струны. Аккорд А содержит растяжку, хотя и возможную. Кроме того, в результате оказывается, что все эти аккорды (в квартовом строе) звучат уже не так хорошо, особенно аккорды E и Em, которые являются одними из лучших аккордов в первых позициях по своему звучанию в стандартном строе.
Но теперь рассмотрим аккорды с барре.
Базовое E-образное барре является простым для F♯ и любой другой тональности в стандартном строе. Но в квартовом строе форма Е не играбельна в открытой позиции и не может быть расширена до аппликатуры с барре. То же самое касается A, G и Em, которые требуют всех доступных пальцев гитариста даже без барре.
Существует первоначальный метод изучения аккордов в первых позициях, когда гитаристу нужны C, A, G, E и D (что является названием известного метода или системы — «CAGED»), а также аккорды Em, Am и Dm. С этими восемью аккордами и добавлением B7, который также можно брать в первой позиции, а также «лёгким» F, в котором отсутствует низкий бас, уже можно сыграть многие популярные песни. При этом гитарист должен узнать десять разных аппликатур.
Однако, как только вы попадаете на территорию барре, всё становится на удивление легко. Аккорды с барре можно играть в любом месте на грифе, имея как минимум две удобных аппликатуры для минорного трезвучия и три — для мажорного. Всё, что вам нужно, это семь аккордов, и теперь вы можете играть всё что угодно:
По материалам публикации (англ.).
Послушаем ещё один вариант ответа на вопрос.
Скрипки, виолончели и альты настроены по квинтам, а басы по квартам. Почему на гитаре всё иначе?
Краткий ответ заключается в том, что изменяя один из интервалов на большую терцию, мы получаем одну и ту же ноту на крайних струнах (первой и шестой). Это позволяет получить множество простых аппликатур с открытыми струнами и с барре, в которых задействованы все шесть струн. Это хорошая настройка для игры на аккордах!
Конечно, то, что «стандартная» настройка является самой популярной, не означает, что вы должны обязательно использовать именно её. Вы можете использовать любую настройку, которая вам нравится.
Некоторым джазовым исполнителям, в частности, нравится квартовый строй E-A-D-G-C-F. Эта настройка намного более интуитивно понятна, поскольку она означает, что аппликатуры любых аккордов и гамм остаются неизменными независимо от того, с какой струны вы начинаете.
Исторически, одна из наиболее распространенных настроек лютни (и всё ещё используемая) является такой: E-A-D-F♯-B-E. Этот тип настройки также использовался и для других гитароподобных инструментов, таких как виуэла. Это может быть на разных абсолютных высотах, но эта настройка помещает «неправильный» интервал большой терции ровно в середину шести струн, между 3 и 4 струнами, и является поэтому немного более «симметричной», чем современная стандартная настройка.
По материалам публикации (англ.).