Найти тему
ПиПси

Офисные игры: 5 правил выживания в токсичном коллективе

Июль. Жара.
Четверо вспотевших мужчин и одна сонная женщина сидят в кабинете, рассчитанном на три рабочих места (максимум), и
изо всех сил пытаются делать вид, что работают.
Кондиционер, не выдержав такого
аромата напряжения, отбросил провода еще на прошлой неделе.
До зарплаты – дней 29, а то и больше.
Охранник, признав в вашем уставшем дамском силуэте 70-летнего редактора, пустил без пропуска: «Семеныч, ты, прям, еле ползешь сегодня!»
Дедлайн для сдачи отчета – позавчера.
Отпуск у босса вы «не заслужили».
Екатерина Аркадьевна и Машутка из отдела продаж
хихикают с легким прихрюком , посматривая на вашу новую прическу – в перерыв ждите «комплимент».
Секретарь Дима тихо рыдает в коридоре. Целый час.
А в соседнем кабинете начальник по телефону хорошо поставленным фальцетом
шлет кого-то на ***.
В ближайшем туалете – засор.
А тут еще и кофе-чай-печеньки в офисе закончились.
В общем,
все плохо.

Если на работе все так токсично, «подковерно» и грустно, а уйти по каким-либо причинам вы не можете; или если вы, к примеру, новичок в компании, значит, главная ваша задача – научится выживать.
Под выживанием подразумевается гармоничное совмещение
продуктивного рабочего процесса и комфортного коммуницирования с коллегами/начальством.
Настолько, насколько это возможно.

-2

Правило №1: Когда в "семье" согласия нет – люлей получит кто-то третий

При любой попытке «ввязать» вас в ссору твердо и однозначно говорите «Нет!».
Если вы совсем недавно пришли в новый коллектив, сразу, при первой возможности, дайте понять, что с вами такой фокус не пройдет – вы не будете занимать чью-либо позицию в конфликте на работе.
Не поддавайтесь на уговоры типа: «Ну ты же из тех, кто все понимает/Сразу видно, что ты разумный человек/Хорошо, что ты не такой (такая), как они («противники»)/Если бы не ты, то…».
Это все – манипуляции.

Представьте, что конфликтующие люди рано или поздно (или просто временно) найдут общий язык, «война» закончится, а вы, поддавшись на уговоры, не разобравшись в деталях, заняв позицию какой-либо одной стороны, можете остаться для другой – врагом.
Таким образом, вы навсегда потеряете доверие, а
в качестве бонуса получите еще и несоответствующую реальному положению вещей репутацию.
Не надо так.

-3

Правило №2: Ты – не ты, когда в офисе

В «токсичном офисе» вы можете столкнуться с неадекватно завышенными ожиданиями коллектива/начальства по отношению к вам, к вашим профессиональным качествам.

Почему так происходит?

Это может быть как специальным ритуалом проверки нового сотрудника, так и нормой общения в коллективе (что еще хуже).
Данное поведение коллег
лишает человека уверенности и позволяет, например, неформальному лидеру сделать из вас «ведомого». Это ему выгодно (человек получает вас в качестве трофея/помощника/«козла отпущения»), и к тому же, поднимает его самооценку, а также увеличивает уровень значимости, доминирования среди коллег.

Как это происходит?

Не ждите прямого нападения или агрессии. Подавлять вас могут, например, за счет постоянного сравнения с кем-то из сотрудников в коллективе. При этом сравнение будет не в вашу пользу.
Или, вам будут давать понять, что вы попали в круг «избранных», которым нужно соответствовать. И что это, ой, как не просто; и что в
ам крупно повезло устроиться на данную должность; что не все достойны «такой чести», как бы, намекая, что ваше присутствие тут лишь «терпят».

Что делать?

Игнорировать, буквально.
Нельзя проявлять никаких эмоций в ответ на провокацию – не положительных, не отрицательных; нельзя давать увидеть ваши эмоции тем, кто направил на вас подобную «атаку». Они только и ждут, чтобы вы попали в неудобную ситуацию - в их ловушку.
Если вы знаете, что справляетесь с должностными обязанностями так, как нужно, то и переживать вам не о чем.
А все попытки внушить вам обратное – пресекайте.

-4

Правило №3: Друг познается в среде (в рабочей)

Найдите на работе единомышленника, или даже парочку единомышленников.
Как бы банально это не звучало, но вместе – веселее. А еще безопаснее и приятнее.
Дружелюбные отношения с коллегой – хорошее противоядие от токсичных отношений в рамках работы.
Даже приветливые
отношения с вахтершей – уже подспорье, когда в опенспейсе атмосфера такая «кипяточная», что хоть чай заваривай.

Заручившись эмоциональной поддержкой, вы будете знать, что вы уже не одни, и что у вас есть тот, кто может помочь при необходимости. Хотя бы добрым словом. Но искренним, и оттого – целительным.
Кстати, из такой трудовой взаимовыручки нередко формируется настоящая дружба.

-5

Правило №4: Уходя с работы, постарайтесь не бежать

Даже в самой критической ситуации, например, когда вы столкнулись в жутком конфликте с руководителем-тираном или стали участником ссоры с токсичным коллегой, помните, что ваша задача – выполнить свои обязанности и идти домой.
Все остальное не должно вас волновать; не тратьте свои ресурсы на ненужные, болезненные вещи. Никогда.

Цените свое время и на просьбы сделать что-то сверхурочно, отвечайте прямо: что сделаете это завтра, так как ваше рабочее время сегодня уже подошло к концу, и вас ждут дома.
А на попытки вызвать у вас в ответ чувство вины реагируйте также уверенно и спокойно: вы выполнили все свои обязанности на сегодня, вас не за что стыдить и не в чем обвинять.

-6

Не бойтесь, что это «аукнется» неприятностями на работе в ближайшем будущем. Как правило, пойти дальше «пугающих» слов начальники-манипуляторы не решаются. Их цель – не в том, чтобы выгнать вас поскорее из офиса. Напротив, токсичные боссы, хотят, чтобы вы, как можно дольше, «служили» их тиранским прихотям.
Зная это, не поддавайтесь, а работайте в своем обычном режиме, согласно надлежащему графику и обязанностям.

А в случае серьезных проблем, шантажа, угроз, увольнения без причины, лишения премии или даже заработной платы, обращайтесь за помощью в профсоюз или к специалисту, который поможет восстановить справедливость в соответствии с действующим регламентом Трудового кодекса РФ.
Помните, вам нечего бояться, правда – на вашей стороне.

-7

Правило №5: Готовность украшает человека

Ничему не удивляйтесь, попав в одну команду с токсичными людьми. Возможно, вы станете свидетелем разных неприятных ситуаций, череды несправедливых решений, публичных «казней» коллег и других обидных действий, направленных на кого-то или на вас лично.
Чтобы не происходило, не забывайте о главном – это всего лишь работа, вам, как говорится, с этими людьми детей не крестить.
Вы всегда можете сделать выбор, вы свободны принимать решения, которые считаете для себя необходимыми –
можете остаться или уйти.

А неприемлемое поведение коллег на работе – проблема этих людей.
У вас проблем нет.

__________________
1 бесплатная консультация (вопрос психологу)!