Бурное развитие технологий может либо помочь нам развеивать мифы и конспирологические теории, либо породить множество новых. Какой сценарий наиболее вероятен и почему?
Технооптимизм vs технопессимизм
Кто-то может видеть в технологиях религию и спасение от всех бед. Большие данные сулят нам значительные открытия на стыке технических и биологических систем. С другой стороны, большие данные в какой-то момент сделают более эффективным искусственный интеллект и роботов, а они заменят человека во многих профессиях. Технофобы опасаются и того, что цифровые технологии вскоре превратят жизнь людей в антиутопию, не хуже, чем было описано в фантастических романах XX века.
Социологические исследования демонстрируют, что среди россиян больше технооптимистов, чем технопессимистов. Эксперты объясняют это так: чем меньше граждане доверяют государственным институтам, тем больше у них доверия к технологиям. Вера в то, что они могут наладить то, что не удается починить/построить людям, облеченным властью, судя по всему является элементом социалистического прошлого. Однако это не означает, что люди готовы беспрекословно вводить новые технологии в свою повседневность. То же исследование показывает, что в России готовность населения к внедрению, например, робота-водителя оказалась ниже, чем в ЕС (36% в России против 51% в ЕС).
Что будет с теориями заговора
Теории заговора — не такие уж иррациональные и параноидальные, как может показаться. За ними кроется попытка понять происходящее, придать ему определенный смысл. Однако проблема популярности теорий заговора в этом контексте многосоставна.
Благодаря усилению государственных и частных структур конспирологические теории все больше будут приобретать формат разоблачений власти.
Поскольку в ближайшие несколько лет человечество погрузится в финансовую рецессию (а популярность теорий заговора всегда идет в гору во времена финансовых неурядиц), подозрения по поводу успеха той или иной IT-корпорации будут идти рука об руку с обвинениями ее руководства в заговоре против обычных людей.
Если пандемия коронавируса действительно сильно изменит наше общество, то теории заговора вокруг этого заболевания станут чем-то вроде «двигателя на воде» — городской легенды о якобы изобретенном водяном двигателе, производство которого запрещено благодаря лоббизму нефтяников.
Мы сталкиваемся с любопытной проблемой: недоверие к государственным институтам будет одновременно повышать и веру в технологии, и популярность теорий заговора вокруг них. Если крупные технологические гиганты или правительства не поступятся частью своих полномочий и заработков, чтобы разрешить эту проблему, ближайшее десятилетие вполне может стать эпохой глобальной паранойи.