Попытки разобраться в терминологии онлайн-обучения порой напоминают скучные уроки английского: узнаём слово, переводим его на русский, стараемся запомнить. В этой статье собрали максимум важных понятий и объяснили всё понятным языком. Читайте, наслаждайтесь, внедряйте!
Что представляет собой дистанционное обучение, что такое e-learning и в чём между ними разница, вы поймёте из статьи о типах обучения.
На старт!
Разбираемся в общих понятиях.
Если вакансия на должность методиста онлайн-школы написана обстоятельно, вы встретите в ней большинство этих терминов.
🔸 Педагогический дизайн — проектирование учебных материалов, задача которого согласовать цели, контент и технические возможности обучения.
🔸 Модель педагогического дизайна — порядок создания учебных курсов. Самая популярная модель — ADDIE, включающая 5 этапов: анализ, проектирование, разработку, реализацию и оценку.
🔸 Андрагогика — наука об особенностях обучения взрослых людей, учитывающая важность опыта, применимость знаний в жизни, участие учеников в разработке учебного плана, упор на внутреннюю мотивацию.
🔸 Трансформационное обучение — обучение через «озарения», которые происходят, когда новые знания накладываются на старый опыт. Включает 3 этапа: кризис, выявление личной выгоды, рефлексию.
🔸 Эмпирическое обучение — обучение через реальный опыт, включающее 4 стадии: получение опыта, рефлексию, создание концепции, экспериментирование.
🔸 Корпоративное обучение — обучение сотрудников одной компании с целью повышения эффективности их работы. Пример: welcome-курс, задача которого познакомить новых сотрудников с корпоративной культурой, историей компании и её миссией.
🔸 Внешняя и внутренняя мотивация — побуждение что-то делать через внешние стимулы (похвала, наказание, лишение, вознаграждение) или внутренние (собственные ценности и стремления).
🔸 Рефлексия — размышление о своём состоянии, анализ своих переживаний, действий и полученных результатов.
🔸 Теория когнитивной нагрузки — теория, согласно которой ученики усваивают информацию, только если она не перегружает их мозг. Основные постулаты: никаких лишних сведений, деление материала на «маленькие порции», визуализация.
🔸 Культура непрерывного обучения — механизмы, поддерживающие пожизненное пополнение знаний для адаптации в быстро меняющемся мире.
Внимание!
Готовимся к запуску онлайн-курса.
Качественная подготовка — половина успеха, поэтому будьте внимательны, прорабатывая параметры из списка ниже.
🔸 CustDev (customer development) — интервьюирование потенциальной аудитории курса с целью выяснить, есть ли спрос на обучение.
🔸 ТЗ на курс — техническое задание команде специалистов или самому себе, в котором указаны цель курса, описан портрет целевой аудитории, заданы параметры контента, указаны дедлайны.
🔸 Персона-модель — подробное описание контекста будущих учеников курса: социально-демографические характеристики, распорядок дня, ценности, — всё, что может влиять на прохождение курса.
🔸 Матрица навыков/компетенций — список умений, который наглядно отображает, чему необходимо научиться человеку, занятому конкретной деятельностью.
🔸 Карта образовательного пути (learning journey map) — описание шагов, которые делают ученики в процессе обучения: от получения информации о предстоящем курсе до сертификации и поддержания новых знаний.
🔸 Сценарий обучающего курса — это презентация-прототип электронного курса с готовыми текстами, заданиями.
🔸 Пилотный запуск — тестирование обучения на фокус-группе, которая заполняет подробную анкету обратной связи для внесения улучшений в курс.
🔸 Входная анкета — список вопросов ученикам в начале обучения для выявления их мотивации, уровня знаний и ожиданий от курса.
🔸 Лидогенерация — маркетинговая стратегия, направленная на поиск и сбор контактов потенциальных учеников курса.
🔸 Лидмагнит — бесплатный контент, например, мини-книга, вебинар или чек-лист, который даёт потенциальным ученикам возможность познакомиться с вами и вашим брендом, убедиться в экспертности.
🔸 IMS, AICC, SCORM и Tin Can — международные форматы создания электронных курсов. Последние два поддерживают практически все системы дистанционного обучения.
🔸 LMS или СДО — Learning Management System или Система Дистанционного Обучения — платформа для управления онлайн-обучением, которая позволяет хранить учебные материалы, добавлять пользователей, оценивать результаты учеников, общаться.
Марш!
«Апгрейдим» курс.
Разобравшись с терминами выше, вы смело можете запускать пилотную версию. В этом блоке поймём, как сделать курс максимально результативным.
🔸 Визуализация — приёмы представления информации в удобном для зрительного восприятия виде: презентация, иллюстрации, диаграммы, инфографика, таймлайны, майндмэпы и др.
🔸 Игровое обучение — обучение в контексте одной игры со своим сценарием, правилами, геймплеем.
🔸 Геймификация — внедрение в процесс обучения игровых механик: ачивок, уровней, наград и т.п.
🔸 Интерактив — взаимодействие с учениками курса. Конкретные инструменты интерактива вы найдёте в статье.
🔸 Формат обучения — способ подачи учебного материала. Примеры форматов: слайдовый курс, рассылка, лонгрид, подкаст, видео (скринкаст), вебинар, тренажёр диалога или работы с программой и др.
🔸 Модульное обучение — деление процесса обучения на тематические блоки для лучшего, «порционного» усвоения материала.
🔸 Микрообучение — серия коротких уроков, где каждый из них посвящён отработке одной темы и длится не более 15 минут.
🔸 Мобильное обучение — обучение, адаптированное для прохождения на мобильных устройствах. Mobile first — проверка того, как созданный вами контент работает на смартфонах.
🔸 Сторителлинг — вовлекающая подача информации в виде истории. Обучающий сторителлинг подразумевает героя, симпатичного аудитории, захватывающий сюжет, перипетии, пройти которые герою помогают ученики курса, и яркий финал, знаменующий получение новых знаний.
🔸 Метод кейсов — решение учениками задач с описанием конкретных ситуаций в рамках изучаемой темы.
🔸 Перевёрнутый класс — модель обучения, при которой перед очным закрепляющим занятием ученики знакомятся с темой самостоятельно через подкасты, водкасты (видеоуроки), лонгриды, тесты.
🔸 Пиринговая, или peer-to-peer, проверка — проверка работы ученика несколькими другими обучающимися. Как правило, рецензенты не знают, чью работу проверяют.
🔸 Прокторинг — участие наблюдателя в процедуре проверки знаний. Например, подключение его по веб-камере во время написания теста.
🔸 VR, AR, ИИ — виртуальная и дополненная реальности, искусственный интеллект — тренды, за которыми видят будущее электронного обучения. Распространённый пример внедрения ИИ в процесс обучения — запуск чат-бота, отвечающего на вопросы учеников.
Финиш!
Анализируем результаты.
Когда курс собран и его проходят ученики, самое время приступать к измерению результатов.
🔸 KPI (Key Performance Indicator) образовательного проекта — ключевые показатели эффективности, среди которых могут быть перечисленные ниже.
🔸 COR, Completion Rate — процент студентов, успешно закончивших обучение. Чтобы рассчитать эту метрику, разделите количество закончивших курс учеников на количество тех, кто его начал, и умножьте на 100%.
🔸 NPS, Net Promoter Score — индекс лояльности учеников. Рассчитывается так: попросите учеников оценить курс по шкале от 1 до 10 и разделите число поставивших 9-10 на число тех, кто поставил от 1 до 6.
🔸 CSI, Customer Satisfaction Index — индекс удовлетворённости. Подсчитывайте соотношение лайков и дизлайков после каждого взаимодействия с аудиторией: например, после вебинара или модуля в курсе.
🔸 ROI, Return On Investment — показатель эффективности вложенных в обучение средств. Для расчёта нужно отнять от прибыли объём инвестиций, разделить полученную цифру на объём инвестиций и умножить на 100%.
🔸 Модель Киркпатрика — модель оценки эффективности обучения, в которую входят параметры: реакция учеников, степень усвоения знаний, применение знаний на практике, достижение изначальных целей.
🔸 ОС или Обратная Связь от учеников — мнение пользователей, проходящих обучение. ОС может быть промежуточной или итоговой и нужна, чтобы оперативно внести улучшения в курс.
__________
Поздравляем! Вы добрались до конца списка и теперь смело можете называть себя знатоком теории e-learning. А если вы хотите на практике разобраться, в чем суть дистанционного обучения, вы можете бесплатно собрать свой собственный курс в конструкторе We.Study. Просто подгружайте контент — остальное платформа берёт на себя.