Найти в Дзене
МТС Линк

Что нужно знать для запуска онлайн-обучения: 40+ терминов методиста онлайн-курсов.

Оглавление

Попытки разобраться в терминологии онлайн-обучения порой напоминают скучные уроки английского: узнаём слово, переводим его на русский, стараемся запомнить. В этой статье собрали максимум важных понятий и объяснили всё понятным языком. Читайте, наслаждайтесь, внедряйте!

Что представляет собой дистанционное обучение, что такое e-learning и в чём между ними разница, вы поймёте из статьи о типах обучения.

На старт!

Разбираемся в общих понятиях.

-2

Если вакансия на должность методиста онлайн-школы написана обстоятельно, вы встретите в ней большинство этих терминов.

🔸 Педагогический дизайн — проектирование учебных материалов, задача которого согласовать цели, контент и технические возможности обучения.

🔸 Модель педагогического дизайна — порядок создания учебных курсов. Самая популярная модель — ADDIE, включающая 5 этапов: анализ, проектирование, разработку, реализацию и оценку.

🔸 Андрагогика — наука об особенностях обучения взрослых людей, учитывающая важность опыта, применимость знаний в жизни, участие учеников в разработке учебного плана, упор на внутреннюю мотивацию.

🔸 Трансформационное обучение — обучение через «озарения», которые происходят, когда новые знания накладываются на старый опыт. Включает 3 этапа: кризис, выявление личной выгоды, рефлексию.

🔸 Эмпирическое обучение — обучение через реальный опыт, включающее 4 стадии: получение опыта, рефлексию, создание концепции, экспериментирование.

🔸 Корпоративное обучение — обучение сотрудников одной компании с целью повышения эффективности их работы. Пример: welcome-курс, задача которого познакомить новых сотрудников с корпоративной культурой, историей компании и её миссией.

🔸 Внешняя и внутренняя мотивация — побуждение что-то делать через внешние стимулы (похвала, наказание, лишение, вознаграждение) или внутренние (собственные ценности и стремления).

🔸 Рефлексия — размышление о своём состоянии, анализ своих переживаний, действий и полученных результатов.

🔸 Теория когнитивной нагрузки — теория, согласно которой ученики усваивают информацию, только если она не перегружает их мозг. Основные постулаты: никаких лишних сведений, деление материала на «маленькие порции», визуализация.

🔸 Культура непрерывного обучения — механизмы, поддерживающие пожизненное пополнение знаний для адаптации в быстро меняющемся мире.

Внимание!

Готовимся к запуску онлайн-курса.

-3

Качественная подготовка — половина успеха, поэтому будьте внимательны, прорабатывая параметры из списка ниже.

🔸 CustDev (customer development) — интервьюирование потенциальной аудитории курса с целью выяснить, есть ли спрос на обучение.

🔸 ТЗ на курс — техническое задание команде специалистов или самому себе, в котором указаны цель курса, описан портрет целевой аудитории, заданы параметры контента, указаны дедлайны.

🔸 Персона-модель — подробное описание контекста будущих учеников курса: социально-демографические характеристики, распорядок дня, ценности, — всё, что может влиять на прохождение курса.

🔸 Матрица навыков/компетенций — список умений, который наглядно отображает, чему необходимо научиться человеку, занятому конкретной деятельностью.

🔸 Карта образовательного пути (learning journey map) — описание шагов, которые делают ученики в процессе обучения: от получения информации о предстоящем курсе до сертификации и поддержания новых знаний.

🔸 Сценарий обучающего курса — это презентация-прототип электронного курса с готовыми текстами, заданиями.

🔸 Пилотный запуск — тестирование обучения на фокус-группе, которая заполняет подробную анкету обратной связи для внесения улучшений в курс.

🔸 Входная анкета — список вопросов ученикам в начале обучения для выявления их мотивации, уровня знаний и ожиданий от курса.

🔸 Лидогенерация — маркетинговая стратегия, направленная на поиск и сбор контактов потенциальных учеников курса.

🔸 Лидмагнит — бесплатный контент, например, мини-книга, вебинар или чек-лист, который даёт потенциальным ученикам возможность познакомиться с вами и вашим брендом, убедиться в экспертности.

🔸 IMS, AICC, SCORM и Tin Can — международные форматы создания электронных курсов. Последние два поддерживают практически все системы дистанционного обучения.

🔸 LMS или СДО — Learning Management System или Система Дистанционного Обучения — платформа для управления онлайн-обучением, которая позволяет хранить учебные материалы, добавлять пользователей, оценивать результаты учеников, общаться.

Марш!

«Апгрейдим» курс.

-4

Разобравшись с терминами выше, вы смело можете запускать пилотную версию. В этом блоке поймём, как сделать курс максимально результативным.

🔸 Визуализация — приёмы представления информации в удобном для зрительного восприятия виде: презентация, иллюстрации, диаграммы, инфографика, таймлайны, майндмэпы и др.

🔸 Игровое обучение — обучение в контексте одной игры со своим сценарием, правилами, геймплеем.

🔸 Геймификация — внедрение в процесс обучения игровых механик: ачивок, уровней, наград и т.п.

🔸 Интерактив — взаимодействие с учениками курса. Конкретные инструменты интерактива вы найдёте в статье.

🔸 Формат обучения — способ подачи учебного материала. Примеры форматов: слайдовый курс, рассылка, лонгрид, подкаст, видео (скринкаст), вебинар, тренажёр диалога или работы с программой и др.

🔸 Модульное обучение — деление процесса обучения на тематические блоки для лучшего, «порционного» усвоения материала.

🔸 Микрообучение — серия коротких уроков, где каждый из них посвящён отработке одной темы и длится не более 15 минут.

🔸 Мобильное обучение — обучение, адаптированное для прохождения на мобильных устройствах. Mobile first — проверка того, как созданный вами контент работает на смартфонах.

🔸 Сторителлинг — вовлекающая подача информации в виде истории. Обучающий сторителлинг подразумевает героя, симпатичного аудитории, захватывающий сюжет, перипетии, пройти которые герою помогают ученики курса, и яркий финал, знаменующий получение новых знаний.

🔸 Метод кейсов — решение учениками задач с описанием конкретных ситуаций в рамках изучаемой темы.

🔸 Перевёрнутый класс — модель обучения, при которой перед очным закрепляющим занятием ученики знакомятся с темой самостоятельно через подкасты, водкасты (видеоуроки), лонгриды, тесты.

🔸 Пиринговая, или peer-to-peer, проверка — проверка работы ученика несколькими другими обучающимися. Как правило, рецензенты не знают, чью работу проверяют.

🔸 Прокторинг — участие наблюдателя в процедуре проверки знаний. Например, подключение его по веб-камере во время написания теста.

🔸 VR, AR, ИИ — виртуальная и дополненная реальности, искусственный интеллект — тренды, за которыми видят будущее электронного обучения. Распространённый пример внедрения ИИ в процесс обучения — запуск чат-бота, отвечающего на вопросы учеников.

Финиш!

Анализируем результаты.

-5

Когда курс собран и его проходят ученики, самое время приступать к измерению результатов.

🔸 KPI (Key Performance Indicator) образовательного проекта — ключевые показатели эффективности, среди которых могут быть перечисленные ниже.

🔸 COR, Completion Rate — процент студентов, успешно закончивших обучение. Чтобы рассчитать эту метрику, разделите количество закончивших курс учеников на количество тех, кто его начал, и умножьте на 100%.

🔸 NPS, Net Promoter Score — индекс лояльности учеников. Рассчитывается так: попросите учеников оценить курс по шкале от 1 до 10 и разделите число поставивших 9-10 на число тех, кто поставил от 1 до 6.

🔸 CSI, Customer Satisfaction Index — индекс удовлетворённости. Подсчитывайте соотношение лайков и дизлайков после каждого взаимодействия с аудиторией: например, после вебинара или модуля в курсе.

🔸 ROI, Return On Investment — показатель эффективности вложенных в обучение средств. Для расчёта нужно отнять от прибыли объём инвестиций, разделить полученную цифру на объём инвестиций и умножить на 100%.

🔸 Модель Киркпатрика — модель оценки эффективности обучения, в которую входят параметры: реакция учеников, степень усвоения знаний, применение знаний на практике, достижение изначальных целей.

🔸 ОС или Обратная Связь от учеников — мнение пользователей, проходящих обучение. ОС может быть промежуточной или итоговой и нужна, чтобы оперативно внести улучшения в курс.

__________

Поздравляем! Вы добрались до конца списка и теперь смело можете называть себя знатоком теории e-learning. А если вы хотите на практике разобраться, в чем суть дистанционного обучения, вы можете бесплатно собрать свой собственный курс в конструкторе We.Study. Просто подгружайте контент — остальное платформа берёт на себя.