Помогите справиться с гневом!
С таким запросом ко мне часто обращаются клиенты.
Начальник засыпает задачами, свекровь достает советами, коллега подводит…
Порой мы “накаляемся” так, что ещё секунда - взорвёмся, лопнем, закричим.
Возможно, это усталость, обида и раздражение. Но, может, есть что-то ещё? “Взрыв” обычно происходит, когда внутри накопилось слишком много невысказанного недовольства.
Происходит что-то, что вас задевает, а вы молчите.
В это время эмоции растут, зашкаливают и вот-вот польются через край.
И когда выплеск всё-таки происходит, могут пострадать самые близкие: супруги, друзья, дети (они, кстати, наиболее уязвимы). Да и в целом под огонь может попасть кто угодно, если вы на пределе.
Не жизнь, а вулкан страстей. Как быть?
Вы можете бесконечно сдерживаться и копить раздражение, а потом взорваться в самый неожиданный момент.
А можете уйти от очага негатива и прервать контакт.
Можете признать свои чувства и открыто поговорить о них, когда они ещё только возникли.
Может, есть ещё варианты?
Как сохранить отношения с окружающими, а не разрушить всё молотком обид и недомолвок?
Ведь иметь дело со взрывными чувствами гораздо сложнее, чем с умеренными.
Если часто случаются сильные выплески злости и гнева, есть повод задуматься.
В первую очередь, об отдыхе, сне, вашем окружении и вариантах справляться с этими состояниями.
Последствия ссор могут быть очень разрушительными.
Тот, кто выплеснул злость, часто мучается чувством вины, стыда, замыкается в себе.
Тот, на кого сорвались, удручен, закрыт, расстроен.
Конечно, конфликты - часть нашей жизни. Однако до какой степени мы в них живем?
Что нужно делать, чтобы эффективнее контролировать своё раздражение и злость?
Мой ответ - осознавать свои чувства, не доводить до кипения, не терпеть, не копить, а выражать, говорить о том, что чувствуете!
Какие шаги можно предпринять, чтобы взять свою злость под контроль:
1. Осознать, что происходит. Отслеживать, в какой момент возникает раздражение, и с чем это связано.
2. Дать себе время, чтобы выдохнуть и прийти в себя: отвлечься, удалиться от очага раздражения, осмыслить происходящее.
3. Выразить свою позицию относительно ситуации. Возможно, кто-то нарушает ваши границы, и вас это злит. Сообщите о своей позиции вербально. Используйте технику "Я-сообщение". Я-сообщение - это послание о том, что происходит с вами. Характеризуется тем, что мы не говорим о собеседнике ("ты ведёшь себя..." ), а говорим о себе ("я чувствую..." ). И другой человек выберет, что ему делать, услышав ваши слова.
"Я-высказывание" содержит элементы: сообщение о чувствах (я чувствую раздражение, недовольство, грусть, обеспокоенность...), описание ситуации (когда?), объяснение (почему?).
И может дополняться предложением некоторой альтернативы.
Например, "Я чувствую раздражение, когда меня перебивают, потому что могу потерять мысль. Давай попробуем набраться терпения, и, возможно, так мы сможем решить задачу быстрее."
"Я-сообщение" позволяет избежать обвинений и давления, которые обычно возникают, если мы говорим не о себе при напряжённых ситуациях взаимодействия, а о собеседнике.
Если вы пробуете делать эти шаги, но ничего не помогает - вас не слышат, игнорируют, пренебрегают вами и обесценивают ваши чувства, стоит обратиться к психологу для более детального исследования проблемы.