Найти тему

Volcano life

Помогите справиться с гневом!

С таким запросом ко мне часто обращаются клиенты.

Начальник засыпает задачами, свекровь достает советами, коллега подводит…

Порой мы “накаляемся” так, что ещё секунда - взорвёмся, лопнем, закричим. 

Возможно, это усталость, обида и раздражение. Но, может, есть что-то ещё? “Взрыв” обычно происходит, когда внутри накопилось слишком много невысказанного недовольства.

Происходит что-то, что вас задевает, а вы молчите.

В это время эмоции растут, зашкаливают и вот-вот польются через край.

И когда выплеск всё-таки происходит, могут пострадать самые близкие: супруги, друзья, дети (они, кстати, наиболее уязвимы). Да и в целом под огонь может попасть кто угодно, если вы на пределе.

Не жизнь, а вулкан страстей. Как быть?

Вы можете бесконечно сдерживаться и копить раздражение, а потом взорваться в самый неожиданный момент.

А можете уйти от очага негатива и прервать контакт. 

Можете признать свои чувства и открыто поговорить о них, когда они ещё только возникли.

Может, есть ещё варианты? 

Как сохранить отношения с окружающими, а не разрушить всё молотком обид и недомолвок?

Ведь иметь дело со взрывными чувствами гораздо сложнее, чем с умеренными.

Если часто случаются сильные выплески злости и гнева, есть повод задуматься. 

В первую очередь, об отдыхе, сне, вашем окружении и вариантах справляться с этими состояниями. 

Последствия ссор могут быть очень разрушительными. 

Тот, кто выплеснул злость, часто мучается чувством вины, стыда, замыкается в себе. 

Тот, на кого сорвались, удручен, закрыт, расстроен. 

Конечно, конфликты - часть нашей жизни. Однако до какой степени мы в них живем?

Что нужно делать, чтобы эффективнее контролировать своё раздражение и злость? 

Мой ответ - осознавать свои чувства, не доводить до кипения, не терпеть, не копить, а выражать, говорить о том, что чувствуете! 

Какие шаги можно предпринять, чтобы взять свою злость под контроль:

1. Осознать, что происходит. Отслеживать, в какой момент возникает раздражение, и с чем это связано. 

2. Дать себе время, чтобы выдохнуть и прийти в себя: отвлечься, удалиться от очага раздражения, осмыслить происходящее.

3. Выразить свою позицию относительно ситуации. Возможно, кто-то нарушает ваши границы, и вас это злит. Сообщите о своей позиции вербально. Используйте технику "Я-сообщение". Я-сообщение - это послание о том, что происходит с вами. Характеризуется тем, что мы не говорим о собеседнике ("ты ведёшь себя..." ), а говорим о себе ("я чувствую..." ). И другой человек выберет, что ему делать, услышав ваши слова.

"Я-высказывание" содержит элементы: сообщение о чувствах (я чувствую раздражение, недовольство, грусть, обеспокоенность...), описание ситуации (когда?), объяснение (почему?). 

И может дополняться предложением некоторой альтернативы. 

Например, "Я чувствую раздражение, когда меня перебивают, потому что могу потерять мысль. Давай попробуем набраться терпения, и, возможно, так мы сможем решить задачу быстрее." 

"Я-сообщение" позволяет избежать обвинений и давления, которые обычно возникают, если мы говорим не о себе при напряжённых ситуациях взаимодействия, а о собеседнике. 

Если вы пробуете делать эти шаги, но ничего не помогает - вас не слышат, игнорируют, пренебрегают вами и обесценивают ваши чувства, стоит обратиться к психологу для более детального исследования проблемы.