Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Почему я думаю, что управдомша - одинокая женщина?

В комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968) одну из главных позиций занимает управдомша Варвара Сергеевна Плющ, чей образ представляется мне вообще гротескным и архаичным- в конце 1960-х управдом не отслеживал личную жизнь обитателей квартир. Это бытовало в 1920-1930-х и, видимо, авторы автоматически перенесли эту фурию из прошлого. Но не в этом дело — персонаж оказался презабавным и без роли Мордюковой фильм был бы менее смешным. Интересно другое. Правильно ли я понимаю, что Варвара Сергеевна — одинока? У неё нет семьи.

Если бы у неё был муж и - дети, они бы отпустили её непонятно — зачем / неизвестно на кой. Ночью. К соседям. Проверять.
Если бы у неё был муж и - дети, они бы отпустили её непонятно — зачем / неизвестно на кой. Ночью. К соседям. Проверять.

Почему я так решила? Давайте посмотрим. Как только Горбунков приезжает из-за границы, Плющ тут же устремляется в чужую квартиру с рефреном: «Общественное дело — прежде всего». Если бы у неё был муж и - дети, они бы отпустили её непонятно — зачем / неизвестно на кой?! Ночью. К соседям. Проверять. Да она бы и сама не попёрлась бы — покормив ужином родственников, она бы осталась в их кругу. Такая прыткость — круглосуточная! - говорит лишь о несамодостаточности и томительном одиночестве женщины.

Она — погружается в своё «дело» 24 часа в сутки. Плющ ко всем цепляется и придирается.
Она — погружается в своё «дело» 24 часа в сутки. Плющ ко всем цепляется и придирается.

Ей всё интересно. Она не просто выполняет свою работу — она подслеживает, высматривает сидит со стариками на лавочке в ожидании «сенсации». Она — погружается в своё «дело» 24 часа в сутки. Плющ ко всем цепляется и придирается. Она везде видит «скверну». Блюдёт мораль. С каким злорадным интересом она двинулась в отель, чтобы уличить неверного супруга мадам Горбунковой! Типично для покинутой женщины, кстати. Представить её старой девой не получается, а вот брошенкой - легко. Вы скажете, что такими бывают и замужние тётки? Да, но есть ещё один нюанс.

Варвара Сергеевна отлично выглядит — она ухоженная, лощёная, модно и дорого одетая.
Варвара Сергеевна отлично выглядит — она ухоженная, лощёная, модно и дорого одетая.

Варвара Сергеевна отлично выглядит — она ухоженная, лощёная, модно и дорого одетая. В каждой сцене у неё — новый костюм и всё это весьма круто смотрится. Особенно на фоне замотанной Надежды Горбунковой. Если учитывать полную отдачу на службе и представить гипотетического мужа, то совершенно непонятно, когда же Плющ делает укладку волос, шьёт в ателье модные вещи, заботится о внешнем виде? В те годы быт и шопинг были несколько затруднены товарным дефицитом.

В каждой сцене у неё — новый костюм и всё это весьма круто смотрится. Особенно на фоне замотанной Надежды Горбунковой.
В каждой сцене у неё — новый костюм и всё это весьма круто смотрится. Особенно на фоне замотанной Надежды Горбунковой.

Если бы наличествовали дети и разные домочадцы, Варвара выглядела бы, как ... Шура из бухгалтерии — вот у этой явно есть семья. Шура заполошная, вечно спешащая тётка, у которой даже в мыслях нет никакого шика-лоска. А Плющ беспрестанно прихорашивается и, по-моему, пытается неумело флиртовать с Горбунковым. Иногда такое чувство, что она сама не прочь его увести. Но не уведёт - не потому что Семёна Семёныча она бесит. Для таких, как Плющ, власть, пусть и мелкая, - дороже.

Zina Korzina (c)