Предисловие.
Всё, что я ни пишу, имеет скрытую связь с написанным мною ранее. Если оказывается, что я ранее ошибался, я место ошибки у себя на сайте помечаю красной звёздочкой, а ниже делаю сноску, где признаю ошибку.
Всё написанное имеет более или менее выраженную цель доказать, что подсознательный идеал автора – существует, если произведение художественно.
Запомнили. Теперь основной текст.
Читаю я у Флоренского ссылку на некого Рынина про «Афинскую школу» (1511) Рафаэля:
«Он принял две точки зрения, расположенные на двух горизонтах» (http://philologos.narod.ru/florensky/fl_persp.htm#b35).
А я эту «Афинскую школу» (см. тут) когда-то разобрал. И там я горевал о сознательности одной и той же точки перспективного схода параллельных линий (все другие элементы – мною было показано – подсознательны) как образе Гармонии противоположностей, о которой все исследователи (редкий случай) согласились, что она является пафосом Высокого Возрождения (никто только не называет этот идеал подсознательным).
Итак, у меня там точка схода одна, а по Рынину горизонтов два.
Что делать?
Во-первых, надо лично проверить этого Рынина.
«Из верхней точки зрения нарисован пол и вся группа лиц, из нижней — своды и вообще вся верхняя часть картины. Если бы фигуры людей имели общую точку схода с линиями потолка, то головы людей, находящихся в глубине картины, опустились бы ниже и были бы закрыты людьми, стоящими впереди, что повредило бы картине» (Там же).
В самом деле.
Более того, я обнаружил ещё более низкую точку схождения параллельных – для арки первого плана.
Оно и естественно. Точка схода зависит от точки зрения. Смотрим вверх – низкая точка зрения. Смотрим вниз – высокая точка зрения. – А естественность была та самая фишка, которой Рафаэль зрителей поражал.
Так в чём беда?
Во мне тогдашнем.
С какой стати я в той статье взял и загоревал, что сознательна точка схода всех параллельных? (Я уж молчу, что она одной оказалась из-за малого масштаба репродукции, что обусловило ошибку.) – С той это стати, что я там пристрастно искал, что бы это найти годным быть странным, чтоб я смел его назвать следом подсознательного идеала Рафаэля, чтоб – в свою очередь – от себя лично (а не со слов других) назвать Рафаэля таки художником и гением. Горевал я вначале статьи (а я пишу – никогда не знаю, к чему меня приведут логика и факты, поток сознания этакий), я не знал, что вскоре странным найду именно естественность поз (до того так не изображали). Вот и горевал. И картинку такую – с одной точкой схода – запомнил. И потому сейчас вскинулся, прочтя, что их две (а оказалось при проверке, что даже три).
Ну так зато я и не держусь за однажды написанное, проверяю и признаюсь в ошибке, если ошибся.
28 июля 2020 г.