Найти тему

Человеческий мозг: фундаментальный, но пластичный

Человек живет и редко когда задумывается над какими-то элементарными вещами. Всё как будто бы само собой функционирует, живет и развивается. Тем более к себе он менее всего внимателен. А зря. Ведь зная больше о своем организме, мы лучше могли бы понимать его действия. Порой не задавались бы вопросами: «А почему так?», «А что со мной?», «Может, так быть не должно?» В нашей рубрике «А вы знали?» в этот раз с помощью, как всегда, открытых источников узнаем больше о нашем мозге.

А вы знали, что такие привычные для нас действия, как чистка зубов, путь на работу, прием пищи наш мозг объединяет в одно целое? Как это происходит, разбирались исследователи из МТИ. В их работах речь идет о привычках. Они выяснили, что в формировании привычек важную роль играет структура мозга, она же известна в научном сообществе как полосатое тело, или стриатум. Эксперимент с крысами, получавшими вознаграждение за проход через лабиринт, показал необычные результаты. Когда животное впервые решало задачу, нейроны стриатума были возбуждены в течение всего процесса, но когда после ряда опытов крыса привыкала, возбуждение фиксировалось только в самом начале и в самом конце эксперимента. После формирования этой схемы, нарушить привычку становится очень сложно. Было проведено несколько опытов на крысах, в результате ученые утвердились в выводе, что обнаруженный паттерн (схема) активности нейронов стриатума действительно отвечает за объ-единение ряда отдельных действий в единую привычку. Мозгу достаточно запустить выполнение процедуры, а затем сообщить о ее завершении. Однако исследователи признают, что реальная картина может оказаться сложнее этой схемы.

А вы знали, что гормоны влияют на механизмы образования эмоций и действие различных нейрохимических веществ и, как следствие, участвуют в формировании устойчивых привычек? Автор книги «Гормоны счастья» заслуженный профессор Калифорнийского университета Лоретта Грациано Бройнинг предлагает пересмотреть шаблоны нашего поведения и научиться запускать действие серотонина, дофамина, эндорфина и окситоцина. «T&P» публикуют главу из книги о том, как самонастраивается наш мозг, реагируя на опыт и формируя соответствующие нейронные связи.

Каждый человек рождается со множеством нейронов, но очень небольшим количеством связей между ними. Эти связи строятся по мере взаимодействия с окружающим миром и в конечном счете создают нас такими, какие мы есть. Но иногда у вас возникает желание несколько модифицировать эти сформировавшиеся связи. Казалось бы, это должно быть легко, потому что они сложились без особых усилий с нашей стороны еще в начале жизни. Однако формирование новых нейронных путей во взрослом воз-расте оказывается неожиданно сложным делом. Старые связи настолько эффективны, что отказ от них создает у вас ощущение, что возникает угроза выживанию. Любые новые нервные цепочки являются весьма хрупкими по сравнению со старыми. Когда вы сможете понять, как трудно создаются в мозгу человека новые нейронные пути, вы будете радоваться своей настойчивости в этом направлении больше, чем ругать себя за медленный прогресс в их формировании. Основатель «Brain by Design» Джеймс Гарретт создал свою систему «Маршрут 66: как перестроить мозг за два месяца». Вот некоторые способы, как перехитрить мозг.

Исследователи обнаружили, что среднее время, необходимое для формирования новой привычки, составляет 66 дней.

Революция нейропластичности (нейропластичность — свойство мозга, заключающееся в возможности изменяться под воздействием опыта, а также восстанавливать утраченные связи после повреждения или в качестве ответа на внешние воздействия). Одно из самых революционных открытий, сделанных за последние несколько десятилетий, заключается в том, насколько пластичен наш мозг. До этой смены парадигмы ученые думали, что мозг не изменяется примерно после 25 лет. Это не так: наш мозг постоянно обновляется. Завтра у вас будет другой мозг, не такой, как сегодня. И это происходит на протяжении всей жизни. В одном исследовании, в котором участвовали люди 57–72 лет, ученые обнаружили, что их мозг создает от 500 до 1000 новых нейронов в одном только гиппокампе каждый день.

Главный вопрос: почему так сложно даются изменения, если мозг так легко изменить? Почему нужно долго повторять что-то, прежде чем это становится привычкой? Автор методики утверждает, что мозг одновременно и умен, и глуп. Ключ в том, чтобы научиться использовать умный мозг, чтобы перехитрить глупый.

Иными словами, основная задача вашего мозга — сохранить вас в безопасности. Ему нравится знать, что будет дальше, он любит предсказывать будущее. Таким образом, мозг всеми силами поддерживает статус-кво не потому, что это полезно для вас, а потому, что он предсказуем. Изменение, с точки зрения мозга, может означать опасность. (Это его глупая часть.) Нет, никакой реальной опасности нет. Но ваш мозг этого не знает. В нейронной логике его операционной системы заложена тенденция сохранять вещи неизменными. Если вы не убедите его в том, что изменения, которые вы пытаетесь осуществить, действительно имеют важное значение.

Как же это сделать? Тут и выходит на первый план «делать, не задумываясь».

Каждый день ваш мозг пытается решить, куда направить свои запасы ресурсов. Он распределяет эти ресурсы в зависимости от того, какие области мозга более активны. Он решает, куда вложить энергию, в зависимости от использования. Нейробиологи называют этот феномен «нейропластичностью, зависящей от активности»: области, которые используются, получают усиление.

Есть множество способов перестройки мозга. Первый называется «нейрогенез», или выращивание новых клеток. Новые нейроны в вашем гиппокампе должны куда-то отправиться, и мозг распределяет их по требованию. Куда — решать вам самим, будь то утренняя зарядка, медитация или что-то другое.

Другой способ изменения мозга — это нейропластичность, причудливое слово, означающее способность мозга перестраиваться. Если вы будете снова и снова использовать определенную часть своего мозга — точно так же, как мышцы, — сформируется конкретный путь, а другие, недостаточно используемые, пути ослабнут.

Нейропластичность принимает много форм, но одна из наиболее интересных — это создание миелиновой оболочки (или миелина для краткости). Миелин работает как своего рода изоляция для нервных путей, помогая нейронным сигналам проходить быстрее и эффективнее в областях, которые получают много трафика.

Миелин, сделанный из жировой ткани, которая обволакивает самую длинную часть нейрона (аксон), подобен тротуару, который позволяет обеспечить скорость. Чем больше слоев миелина, тем быстрее передаются сигналы вашего мозга. Чем быстрее распространяются эти сигналы, тем быстрее вы думаете и тем легче реализовать привычку.

Скорость нервной проводимости можно измерить. Хотя измеренное значение зависит от ряда факторов, в значительной степени на него влияет миелиновая «изоляция». Слабоизолированный нейрон движется со скоростью около 2 миль в час. Полностью изолированный нейрон — около 200 миль в час. И если этого недостаточно, миелин также может уменьшить количество времени между нейронными вспышками до 30 раз. Это большой потенциал. Как же получить доступ к нему? Бросайте вызов мозгу, выбирая непопулярную нейронную дорогу. Снова. И снова. И снова.

Вот три тактики для поддержки постоянства и советы по их самостоятельной реализации.

1. Избавиться от двусмысленности. Например, не просто выполнять три элемента утренней рутины в течение часа, а точно определить, сколько времени выделяется на каждый: 30 минут на чтение, 20 минут на тренировку и 10 — на медитацию.

2. Укрепить привычки планами «если — то». Еще один важный момент — создание планов «ес-ли — то», чтобы укрепить решимость в критические моменты.

Психолог Питер Голлвитцер обнаружил, что удивительно простой план «если — то» может автоматизировать поведение, и благодаря этому в трудную минуту легче принять правильное решение. С планом «если — то» вы эффективно «заранее решаете», что будете делать в той или иной ситуации до того, как она случится.

3. Добавьте «партнера по пластичности».

«Приобретая новую привычку или отказываясь от старой, нужно опираться на максимально сильную и решительную инициативу. Никогда не допускайте исключений, пока новая привычка не будет надежно закреплена в вашей жизни. Каждое отклонение — всё равно что бросить клубок, который вы так тщательно сматывали. Один пропуск стоит больше, чем то количество оборотов, которые вам придется совершить снова», — утверждает Джеймс Гарретт.

Вот такой он, наш мозг — загадочный и в то же время простой, упрямый, но пластичный. Готовый ко всему, но аккуратный и бережливый. Главное — если решили что-то поменять в своей жизни, то действуйте, как вы уже поняли, без оглядки на возраст и обстоятельства. Ваш мозг вас всегда поддержит, если найдете к нему правильный подход.

Анжелика МИХЕЛЬСОН
Фото из открытых источников