Степень риска. СССР, 1969. Режиссер и сценарист Илья Авербах (по мотивам повести Николая Амосова «Мысли и сердце»). Актеры: Борис Ливанов, Иннокентий Смоктуновский, Алла Демидова, Людмила Аринина, Юрий Гребенщиков, Леонид Неведомский, Алла Балтер и др. 16,9 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Илья Авербах (1934-1986) успел поставить всего семь полнометражных игровых фильмов, и драма «Степень риска» - его единственная работа, попавшая в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Психологическая драма о враче-хирурге и его пациентах «Степень риска» вышла в 1960-х, когда еще массовая аудитория еще не потеряла интерес к интеллектуальному кинематографу, в ряде случаях собиравшему в кинозалах десятки миллионов зрителей («Шестое июля», 33,2 млн. зрителей; «Журналист», 27,8 млн. зрителей; «Девять дней одного года», 23,9 миллионов зрителей; «Гамлет», 21,1 млн. зрителей; «Письма к живым», 18,2 млн. зрителей; «Иваново детство», 16,7 млн. зрителей и др.). если бы «Степень риска» оказалась в прокате в 1970-х – 1980-х, она, скорее всего, не смогла бы преодолеть планку в 11 миллионов кинопосещений, как это случилось с другими работами выдающегося режиссера Ильи Авербаха («Монолог», «Чужие письма», «Объяснение в любви» и др.)...
Когда наступает сентябрь. СССР, 1976. Режиссер Эдмонд Кеосаян. Сценаристы Константин Исаев, Эдмонд Кеосаян. Актеры: Армен Джигарханян, Николай Крючков, Лаура Геворкян, Владимир Ивашов, Иван Рыжов, Галина Польских, Михаил Метёлкин, Владимир Носик, Николай Граббе, Виктор Авдюшко и др. 16,9 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Самой кассовой у режиссер Эдмонда Кеосаяна (1936-2004) была, разумеется, трилогия о «неуловимых». Но и семейная драма «Когда наступает сентябрь» тоже вошла в тысячу самых популярных советских кинолент.
Киновед Виктор Филимонов справедливо отмечает, что главный герой этого фильма – пенсионер Погосян (замечательная роль А. Джигарханяна), приезжающий в Москву из Армении – становится нравственным стержнем драмы, а «естественность гиперболизации энергии Погосяна, объединяющей людей и спасительно воздействующей на их души, в реальной жизни свидетельствовало о дефиците консолидирующей силы добра в обществе. Явление такого героя во времена … общественного равнодушия было не только симптоматичным, но и благотворным» (Филимонов, 2010: 226). Филимонов В. Кеосаян Эдмонд Гарегинович // Кино России. Режиссерская энциклопедия. М.: НИИК, 2010. Т. 1. С. 224-227.
А каковы Ваши мнения об этих фильмах, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020