— Ну, чего ты застеснялся? (риторический вопрос вниз, где к родительским коленям, бёдрам или животу прижимается окаменевший детёныш).
- Да мы всегда стесняемся... (эта реплика обычно подаётся со слегка насмешливой усталостью).
- Смотри, другие ребятки играют. Чего ты? (говорится ласково-назидательно, с напором). Взрослый, как правило, наклоняется вниз или даже присаживается на корточки и активно жестикулирует в сторону детской массовки.
Пожалуйста. Не надо так.
Когда вы оказываетесь в полностью незнакомом месте с чужими людьми и не очень представляете, чего от них ждать, мало кто дерзко и харизматично врывается в тусовку. Вы так же испытываете смятение разного градуса. Пусть несколько секунд, и пусть замешательство вас не парализует, но оно имеет место.
А у ребёнка, в отличие от вас, нет опыта. Он не знает, что делать с незнакомыми людьми, не успел присмотреться и освоить пространство.
Любое новое место - новое. Даже, если все площадки похожи, как кровные братья. И нужно время, чтобы просто ПОБЫТЬ, посмотреть со стороны, поделать что-то самому. А уже потом, постепенно подключаться к детям.
Часто ребёнок, который теряется в большой группе детей, стесняется, не знает куда себя деть, убегает играть один или к родителю, неплохо и долго может играть с одним сверстником при небольшой поддержке взрослого.
Поэтому я за то, чтобы наращивать количество детей для общего целенаправленного взаимодействия постепенно, прибавляя по одному человеку, когда ребёнок будет к этому готов.
Я сейчас говорю о том случае, когда взрослый намеренно организует общение - приглашает гостей или друзей на прогулку.
В спонтанной ситуации, которая складывается сама собой, на мой взгляд, главное - вместо давления на ребёнка, подшучивания, привлечения публичного внимания к его смятению, оказать ПОДДЕРЖКУ.
Неплохо бы спрашивать себя - зачем я собираюсь что-либо сказать? Я хочу усугубить неловкость, заставить ребёнка почувствовать вину, собственную неполноценность, то, что родитель им недоволен? Или сделать так, чтобы стало легче, появилась решимость, спокойствие и получилось справиться с ситуацией?
Ребёнок будет действовать, когда почувствует себя в безопасности. Безопасность - достаточное количество информации о том, что тебя окружает. Задача взрослого, помочь эту информацию собрать и систематизировать:
- Сесть на корточки, оказаться физически рядом, обнять или прикоснуться. Проговорить неспеша, всё, что вы видите. Вот качели, горка, лесенки. Вон ребята играют в мяч.
- Дать время осознать информацию и понаблюдать.
- Предложить пойти поделать что-то вместе. Если ребёнок не готов, спросить - что ему хочется сейчас делать. Если стоять и смотреть, значит, стоять и смотреть.
Это называется - уважение темпа ребёнка, его чувств и желаний.
И да, не важно, сколько ему лет.
Если вы не учили человека говорить по-английски в три, пять, десять, в двадцать, странно упрекать его в том, что "ты уже такой большой, а не умеешь".
Я утрирую, но про общение - такая же история. Это не то, что автоматически возникает к определённому возрасту вместе с коренными зубами.
Навыки не появляются из ниоткуда. Моё мнение - качественно общаться надо учить. Как - отдельная тема для поста.