除 Устранение
День используется для избавления от чего-то ненужного, старого, отжившего. Выбрасывайте старое, обновляйте вещи и идеи, наводите порядок в доме, очищайте ум и тело духовными практиками, можно молиться и поститься. Это день для того, чтобы устранить плохое и приобрести хорошее!
Перечитал сейчас рекомендации китайского календаря и понял, что главное для нашего канала – важные сегодня духовные практики. Собственно, привычная духовная практика любого барда – песня, конечно. Она и молитва, она и медитация, она и размышление о смыслах жизни. А, что еще важнее, она – разговор обо всем об этом с другом, с миром или даже Богом.
Получается, сегодня день Окуджавы, скорее всего. Ну, мне так привиделось. Для меня – день Окуджавы.
Но обратите внимание, если вспомнить сегодня Булата Шалвовича, то вот самая его знаменитая песня про виноградную косточку, то есть «Грузинская песня», если быть точным в названиях, сегодня звучать не должна. Рекомендуется пост, а какой уж пост, когда «собирайтесь-ка гости мои на мое угощенье».
Куда точней и уместней для сегодняшнего дня другая песня мастера. Другая Молитва. Молитва не в кругу друзей, а в тишине одиночества. Есть байка, что Окуджава для пластинки, записанной на «Мелодии» специально подобрал несколько иное название – не просто «Молитва», а «Молитва Франсуа Вийона». Я сомневаюсь, что обычная молитва могла бы оказаться на той пластинке под запретом. И появление на обложке имени Вийона, скорее всего, было важным само по себе.
Это же удивительный персонаж – Франсуа Вийон. Вор, убийца и большой поэт при этом. Сама Окуджавская песня вызвала волну интереса к творчеству этого яркого представителя эпохи Ренессанса, уравняла таланты гениев Возрождения и таланты современных Окуджаве поэтов. И не только бардов, конечно, а и других его пишущих друзей. Песня поставила их рядом, и в песне-молитве Окуджавы самые нежные и потаенные струны больших поэтов последней четверти 20-го века зазвучали в унисон, а точнее, слились в великолепный и благозвучный аккорд с такими же струнами Шекспира, Лопе, Вийона того же, Данте, Гоцци и Гольдони.
Нет, байка байкой, а для меня эта песня так и осталась «Молитвой Франсуа Вийона». Нитью, связующей так далеко стоящие друг от друга поколения творцов и так одинаково живущих творчеством. Воистину, это о тех, кто «как он слышит, так и пишет, не стараясь угодить».
Ну и о главной концепции сегодняшнего дня – «выбросить хлам из дома и новых позвать друзей»…
Знаете, негоже вроде бы поминать рядом Булата Окуджаву и Сергея Трофимова. Что бы там искусствоведы и культурологи нам не приписывали, мы-то внутренне уверены, что бардовская песня и русский шансон – явления антагонистические. Наши фестивали гостеприимно принимают у себя и народников, и рок-н-ролльщиков, и представителей серьезной музыки, и актеров, но только не шансонщиков. Трофимов, по-моему, единственный из известных шансонье, который был принят на Грушинском и еще на нескольких фестивалях. Но, знаете же, исключения подтверждают правило. И русский шансон – этот как раз такой хлам, который сегодня стоит начать выбрасывать на помойку.
Хотя, если сегодняшним взглядом посмотреть на Вийона – ну чем это не образ шансонье. Уголовник, криминальный авторитет, убийца. Вот только почему-то баллад по то, как тяжело на зоне не писал, и стихами своими предпочитал говорить с Богом, а не с товарищами по грабежам на привычной фене.
Шансонная форма стихосложения и особенно музыки в авторской песне присутствует, конечно же. Но, почему-то, осмысленно взявшись за сочинение стилизации под шансон, барды либо делают хорошую бардовскую песню, либо пародию, что в конечном итоге опять же – хорошая бардовская песня. И вот это – вовсе не хлам, и выбрасывать это мы сегодня не станем.
Больше того, я даже поставлю сейчас песенку своего друга Владимира Береснева, отлично рассказывающую о том, как именно барды воспринимают шансон.