Каула Тантра
Каула-тантра - это чисто внешняя тантра, которая фокусируется на конкретных практиках и ритуалах. Тантрики левой руки совершают свои поклонения, используя мясо, рыбу, интоксиканты, мудры (определенные жесты) и сексуальный контакт. Тантрики правой руки проводят эти ритуалы только символически.
Каула-тантра сосредотачивает свою практику на чакре Муладхара, первой чакре, в основании позвоночника. Практика Каула-тантры - это тренировка контроля над низшими желаниями и физическими потребностями тела. Энергия пробуждения кундалини считается божественной женской силой, и её следует уважать, а не использовать для простого чувственного удовлетворения.
Некоторые тантрики правой руки Каула объясняют, что их практика выше, чем у тантриков левой руки, потому что практики для правых являются только символическими. Некоторые практикующие тантрики левой руки объясняют, что их практики выше, чем правой руки, в силу их секретности, указывая на то, что труднее найти учителя этого направления.
Однако обе школы Каула Тантры иногда упускают из виду тот факт, что школы Мишра Тантры и Самая Тантры все ещё более развиты, чем любая из школ Каула Тантры. Возможно, это из-за человеческой природы, которая хочет оправдать текущий уровень достижений как более высокий, чем он есть на самом деле. Свами Рама объяснял, что Каула-тантра предназначена для не интеллектуальных и менее осведомленных людей, что она предназначена для учеников третьего уровня, в то время как Мишра-тантра и Самая-тантра предназначены для учеников второго и первого уровня.
О практиках Каула Тантры написано много (хотя еще много не написано). Специалисты по санскриту имеют доступ к многим тысячам рукописных записях о мантрах и ритуалах, сопровождающих эти практики. Некоторые из них, как сообщается, полезны, в то время как другие являются пустой болтовней.
Для ученика, ищущего этот путь, кажется, есть много вариантов выбора мест, людей, у которых можно учиться, книг и рукописей, которые нужно читать, и ритуалов, которые нужно выполнять. Неудивительно, что Каула-тантра - это тантра, которая стала так хорошо известна в наше время.
Тем не менее, ученику следует быть осторожным при выборе учителя, поскольку, похоже, существует намного меньше подлинных учителей. Некоторые из современных форм поведения, которые были названы тантрой, являются всего лишь гедонизмом, которому дано духовное имя, и его преподают люди с отсутствием знаний или опыта реальной каула-тантры или высших школ тантры.
Мишра Тантра
Выше школы тантры Каула стоит школа тантры Мишра. Мишра-тантра выполняет как внешние, так и внутренние ритуалы и, таким образом, представляет собой смесь. Мишра означает смешанный.
Мишра Тантра фокусирует свою практику на чакре Анахата, четвертой чакре, в сердечном центре, где практикуется преданность матери, женскому началу или творческому принципу вселенной.
Практики Мишра Тантры - это внутренние практики (антарьяга), которые направляют сосредоточенный ум внутрь. Пуджи, или ритуалы, проводятся в области ума, и поэтому их называют манас-пуджей, или умственными ритуалами. Эти пуджи проводятся с чувством преданности и непривязанности и не связаны с какими-либо внешними объектами.
Энергия пробуждения кундалини поднимается вверх от корневой чакры в сердечную чакру, в межгруное пространство, где она переживается как связь с божественным.
Самая Тантра
Выше, чем школы Каула-тантры и Мишра-тантры, находится школа тантры Самая. Это чисто йогическая практика, без каких-либо внешних ритуалов. Вся её цель - Самореализация, ведущая в конечном итоге к мокше, окончательному освобождению.
Слово Самайя буквально означает «Я с тобой», имея в виду передачу шакти изнутри через шактипат (а не то, что с тобой находится какой то человек). Посредством медитации и божественного внутреннего союза стремящийся освобождается от привязанности к внешним удовольствиям, направляя энергию пробуждающейся кундалини наверх к духовному единению.
Самая Тантра практикуется через Сахасрара чакру, седьмую из семи основных чакр, на макушке головы. На пути вверх (урдхва ретас) каждая из остальных чакр освещается пробужденной кундалини. Медитирующие в школе Самая Тантра сосредотачиваются на чакре Аджна, в пространстве между бровями, после чего антарьяга, внутренняя практика, выполняется в Сахасраре, коронной чакре.
Самая-тантра и раджа-йога (йога-сутры) похожи, хотя практика Самая-Тантры более тонкая, и её практикуют очень немногие люди. Это самая продвинутая из школ йоги и йога-медитации. Самая Тантра практикует Шри Видью, мать всех видий (способов познания). Из-за её более тонкой природы и того факта, что высшие учения передаются внутри медитации, а не из за медитации, о Самая-тантре написано гораздо меньше, чем о Каула-тантре или Раджа-Йоге. Стремящийся очищает самскары огнем гуру чакры, а также получает нисходящие интуитивные озарения.
Трипура: Согласно гималайской традиции, ученик очищает ум посредством практики медитации йоги, описанной в Йога-сутрах Патанджали, выполняет исследование себя в традиции Веданты, а затем преодолевает последний барьер с помощью Самая Тантры и Шри Видьи (Практики Шри Видьи, как говорят, были известны более посвященным практикам самых известных мировых религий, хотя со временем они были утеряны). Центральное место в практиках занимает Маха Трипура Сундари, великая и прекрасная сущность, сознание или реальность, обитающая в трех «городах» (трипура, или три города, включают в себя: грубый, тонкий, причинный уровени; бодрствование, сновидение, сон; сознательное, бессознательное, подсознательное).
После того, как ученик полностью подготовлен, медитация в центре бровей, аджна-чакре, в конечном итоге открывает канал, называемый брахма нади, который является продолжением тонкого позвоночного канала сушумны. Сознание поднимается по этой нади, встречает и медитирует на точке, называемой бинду, которая подобна жемчужине и является точкой возникновения самого ума. Затем, когда ученик готов, жемчужина протыкается или взрывается через дар сознания или шакти, который называется шактипат, и является милостью обучающего духа, называемого Гуру. Подобно прорыву сквозь ряд стен, человек переживает множество уровней сознания и, наконец, приходит к осознанию Абсолютной Реальности, союза статических и динамических принципов.
Самая тантра в конечном счете больше похожа на глубокое общение с творческой силой вселенной, чем на поклонение в ритуальном смысле. Это приносит интенсивную и необъяснимую радость, выходящую за пределы времени, пространства и причин, когда человек становится подобен божественному ребенку, резвящемуся в союзе материнского и отцовского принципов вселенной, который является единством всех. Осознание есть не только само по себе, но также и наружное воздействие этого эффекта через каждую из кош (оболочек).