Руководитель должен давать обратную связь, должен давать оценку. Это влияет на качество работы сотрудников и результативность деятельности компании в целом.
Критика неизбежна. Люди ошибаются, люди совершают неверные действия. Но далеко не все руководители выбирают верную тактику – как критиковать.
Кто-то слишком жесткий, кто-то слишком эмоциональный кто-то долго молчит и терпит, а потом выдает весь негатив сразу.
Вот универсальные правила критики, которые помогут правильно указать на недостатки и недочеты, при этом помогают сделать все деликатно и конструктивно.
1) Конкретика.
Важно избегать абстракций из разряда: плохо, непорядочно, некрасиво и так далее.
Важно давать конкретную характеристику применительно к конкретному действию:
- В такой-то ситуации ты не сделал это, а стоило сделать это
2) Конфиденциальность.
В большинстве случаев стоит критиковать наедине. Это не так унизительно для человека, к тому же помогает разобраться в ситуации, осознать проблему.
Исключение составляют какие-то систематические проступки подчиненные или прецедентные случаи, когда важно вынести ситуацию на всеобщее обсуждение.
3) Своевременность.
Стоит давать оценку «по горячим следам» - разбирать ситуацию сразу. Так вспомнятся все нужные детали и не утратится важность произошедшего.
4) Обратная связь.
Всегда нужно спрашивать у подчиненного: какие выводы он сделал, что вынес для себя из этой ситуации.
Он должен проговорить это вслух.
5) Критиковать действия.
Критиковать нужно действия, а не самого человека и его личность.
Поступок плохой, неверный, разрушительный. Оценку нужно давать поступку, а не личности, внешности или каким-то качествам сотрудника. Это справедливо и конструктивно.
6) Объективность.
Длительность, качество, серьезность критика должны быть соизмеримы уровню урона, который данный поступок человека наносит компании.
Сотрудники должны понимать справедливость наказания и его объективность.
7) Прозрачные критерии оценки.
Важно избегать двойных стандартов, контролировать собственное настроение, эмоциональность.
Сотрудник всегда должен понимать – за что конкретно его критикуют. Он должен осознавать – какие правила нарушил.
Будьте выдержанными, объективными, устанавливайте четкие правила. Пусть вся критика поможет качественно улучшить работу сотрудников.
Если вам нужна консультация в сфере психологии управления сотрудниками, если есть проблемы, которые хотите обсудить – пишите или звоните.
Тел / WhatsApp / Viber / Telegram: +7-963-231-37-12 Вера Бокарева, бизнес-психолог, тренер, коуч, д.с.н.
Друзья, а какие методы критики вы считаете самими эффективными?