Немного отвлекусь от тренировок и расскажу о том, как бросил курить.
Впервые я закурил в школе. Мне было лет 12-13. Сейчас в это трудно поверить, но эта беда действительно случилась со мной еще, можно сказать, в детстве. Должно было пройти 35 лет, чтобы я назвал свою привычку её настоящим именем – БЕДА. А тогда я считал её признаком взрослости, мужественности, силы. И не я один. В нашем классе курили почти все мальчишки. В старших классах к нам присоединились и девочки, правда не все, курящих девченок было все же намного меньше, чем мальчишек.
До 2000 года вообще борьба с курением, включая всяческие запреты, ограничения и повышение цен на сигареты не существовала. Сигареты продавались везде, в магазинах, ларьках, у частных торговцев у станций метро, в газетных киосках. Еще нигде не было жевательной резинки, а сигареты и папиросы были повсюду.
После школы я поступил в институт. Там тоже курили. Везде. На улице у входа и внутри. В столовой и в коридорах. В аудиториях и лабораториях. Казалось, что курят все, так много было курильщиков, окурков и переполненных урн в обрамлении валяющихся вокруг них «хабариков».
В таких условиях перестать курить или даже задуматься о самой возможности бросить было практически невозможно. Для этого должно было бы что-то случиться и подтолкнуть. Но мы были молодые, сильные и еще здоровые, и потому это «что-то» не случалось.
Так прошло много лет, и мне, как и всем моим курящим друзьям, исполнилось 50 лет. Я уже рассказывал, что в этом возрасте впервые узнал, что такое сердечная аритмия. Это когда ты чувствуешь, что сердце твоё вдруг перестало биться и в груди поднимается волна, перехватывающая дыхание. На самом деле сердце не останавливается, оно только пропускает одно сокращение, и тогда между двумя ударами сердца проходит больше времени, чем обычно. Это может длиться 1-2 секунды, а может секунд 10-15. Во время таких длительных приступов пропуски пульса следуют один за другим, разделяемые редкими сердечными сокращениями. Примерно так: удар-пропуск-удар-пропуск-пропуск-удар-пропуск-удар и т.д. в непредсказуемой случайной последовательности. С той же в груди неприятно замирает дыхание.
Сделал кардио- и эхограмму. Кардиолог меня послушала, сказала «ну, что же, небольшие изменения, начало ишемической болезни». И еще добавила:
«Курите? Значит эмфизема».
«Что?»
«Эмфизема легких»
Я вернулся домой и заглянул в википедию, чтобы узнать, что означает это новое для меня слово. И я узнал, что эмфизема – это постепенное отмирание поверхности легких, в результате чего капилляры на поврежденных участках теряют способность поглощать кислород. Признаки – учащенное дыхание, одышка, быстрое наступление усталости. Если бы только это! Легкие, потеряв часть своей способности насыщать кровь кислородом, стараются эту функцию восстановить. Поскольку возврат поврежденной легочной ткани к прежнему состоянию невозможен, вместо этого легкие начинают увеличиваться для того, чтобы поверхность потребления кислорода вновь обрела достаточную площадь контакта с воздухом. Но не все так просто. Каждому внутреннему органу внутри нашего тела отведено вполне определенное место. Увеличиваясь в размерах, легкие начинают занимать чужое место и давить на соседние с ними органы. И первый, кто оказывается на их пути – сердце.
Отсюда все обычные симптомы эмфиземы, описанные в любой медицинской литературе – одышка, увеличение объёма грудной клетки, расширение межрёберных промежутков и надключичных областей. К этому могу добавить и то, что испытал сам: сдавленному сердцу трудно работать, поэтому появляется сердечная аритмия, недостаток кислорода в крови вызывает синюшность кожи и расширение вен. Только представьте картину – вы выходите на пляж с синим животом и руками и ногами, испещренными синими прожилками. Ах, как красиво! Все, что есть в вас привлекательного, это только, возможно, дорогая сигарета или сигара. Но вряд ли она вызовет бешеный восторг окружающих. Скорее всего, вас попросят поскорее отойти куда-нибудь подальше и не отравлять воздух дымом. Так что придется вам докуривать вашу дорогую курительную палочку в одиночестве и вдали от людей, любуясь странным цветом своего тела.
Я не хочу говорить и даже думать, во что может перейти эмфизема, если махнуть на неё рукой. Об этом запросто можно почитать в других источниках. Поэтому сразу перейду к рассказу о том, как бросил курить.
Вся эта история с эмфиземой подействовала на меня очень сильно. Я не хотел болеть и стареть раньше времени и решил непременно бросить курить. Еще два дня после этого решения я набирался сил – беседовал сам с собой, уговаривал и читал в интернете разные советы от людей, которые уже это прошли. Кто-то советовал бросать постепенно. Кто-то призывал к иглоукалыванию. Кто-то настаивал на гипнозе. Всё это мне не очень подходило.
Тут мне попалась информация о никотиновом пластыре. Это листовой пластырь, на поверхность которого нанесен никотин в небольшой концентрации. Пластырь этот наклеивается на поверхность кожи в любом месте, где он не будет мешать и отрываться одеждой. Реклама обещала чудодейственный результат. Я подумал, что пользоваться им просто, и, пожалуй, можно попробовать. В аптеке, куда я пришел, продавались несколько разных наборов никотиновых пластырей. Я выбрал один из них, до сих пор не знаю, почему именно его. Название говорить не буду, чтобы не делать рекламы, но в любой аптеке можно найти все варианты.
Наступил день, к которому я готовился. В этот день я должен был перестать курить. Но я схитрил и решил, что это должно произойти вечером! Поэтому с утра и весь этот день я курил много больше обычного. Сработала глупая вера в то, что можно «накуриться» навсегда.
"Накуриться" не получилась. В 6 вечера я выкурил последнюю сигарету, достал пластырь, вздохнул, наклеил его на предплечье и стал ждать, что же будет. Ждал час или чуть больше. После этого захотел курить. Сигарет не было, я их предусмотрительно положил в пластиковый пакет, потом еще в другой, затем еще в третий и замотал скотчем. То есть это был мой спасательный пакет, но воспользоваться им можно было только в исключительном случае.
Как же мне было плохо!!! Кружилась и болела голова. Ноги не сгибались. Не хотелось ни есть, ни пить. Прошел день. Уснуть я не мог, лег, но ворочался часа три. Потом увидел себя как бы изнутри и со стороны одновременно. Я сидел и держал перед собой огромную сигару, похожую на длинную музыкальную дудку и пытался ее зажечь. Но никак не мог этого сделать, рука не доставала. Этот сон снился мне еще много раз.
Первую неделю я смотрел его каждый день. Потом все реже и реже, но он еще долго повторялся, с разной частотой в течение трех-четырех месяцев.
На третий день мне стало немного лучше. Теперь приступы желания закурить приходили по вечерам, но продолжались недолго, часа, может, два. Настроение было ужасным, голова тяжелой и ноги ватными. Я уехал на дачу и жил там один, чтобы никто не видел меня в таком состоянии.
Через неделю я сходил в магазин и купил пачку сигарет. Шел домой и говорил себе, что вот сигареты у меня теперь есть, но курить их я все равно не буду, буду просто нюхать, вдыхать запах табака вспоминать вкус дыма. Еще подумал, что буду клеить двойную порцию пластыря, не на одну руку, как по инструкции, а на обе сразу.
В общем, я так и сделал. Нюхал сигареты, клеил пластырь, гулял, ел и спал. Продолжалось все это ровно три недели, от пятницы до пятницы. Потом мне стало легче. Не совсем, еще были моменты, когда мне хотелось закурить, но теперь они случались реже и реже.
Потерпеть, пока желание курить исчезнет совсем, оставалось еще больше 3-х месяцев. И все это время я пользовался пластырем. Когда предплечье становилось уже красным от раздражения, наклеивал пластырь на левый или на правый бок чуть ниже подмышек. Пробовал клеить и на то место, куда обычно делают внутримышечные инъекции, но это было не очень удобно. А может, расстояние от того места до головы было слишком большим? Ведь говорят же, что всё у нас от головы…
Окончательная победа над никотиновой привязанностью прошла у меня через 6 месяцев от первого решительного дня, из которых последние 2 месяца пластырем я уже не пользовался.
Вот уже 9 лет я не курю. И вряд ли начну курить снова. Хотя запах табачного дыма мне нравится.
А эмфизема куда-то делась. Да нет, конечно, никуда она не делась, но регулярная активная работа легких во время моих беговых тренировок, скорее всего, со временем вернула часть пораженных поверхностей легких в рабочее состояние. По крайней мере, трудностей с дыханием я теперь не испытываю.
У меня получилось. И у вас получится. Будьте здоровы и берегите себя!