Цветочная мастерская MATE Flowers запустилась в сентябре 2019 года. Её создатели Илья и Кристина Гайдуковы вложили на старте всего 100 тысяч рублей, а сегодня оборот компании уже приближается к 10 млн ₽ Мы побеседовали с Ильёй, чтобы узнать, как добиться успеха в столь конкурентной нише.
Мастерская для друзей
5 лет назад Кристина Гайдукова увлеклась флористикой: прошла обучение и устроилась в цветочный магазин. Вскоре после этого супруги открыли точку в центре Москвы, но из-за разногласий с партнёрами продали им свою долю.
Тогда же Илья продал своё рекламное агентство, поскольку потерял интерес к этой сфере, и буквально через пару месяцев возникла идея открыть MATE Flowers. Это мастерская, миссия которой — стать ближе к покупателю, быть для него приятелем или товарищем. Первые букеты стоили 1500 ₽, но они привлекали внимание и обеспечили магазину первых клиентов.
Читайте по теме: Как вернуть до 21% клиентов на сайт
Сама мастерская располагалась в центре Москвы. Уже в первый месяц работы ребятам удалось выйти в ноль и даже получить небольшую прибыль. Они работали вдвоём, поэтому расходов на зарплату не было.
В первые пару месяцев работы команда разрослась до 5 человек, тогда же Илья и Кристина организовали первые мастер-классы.
Читайте по теме: Как открыть небольшую мастерскую и помогать бизнесу
Мы решили сделать оффлайн-мероприятия, где каждый желающий с любым уровнем подготовки сможет собрать прекрасный букет в нашем стиле под руководством главного флориста. Мастер-классы созданы для знакомства с нами, на них мы практически ничего не зарабатываем, но каждое такое событие — это маленький праздник и много обратной связи, в том числе хороших отзывов на картах Яндекс и Google.
Как зарегистрировать бизнес, не выходя из дома>>
Выход в онлайн
В октябре, то есть через месяц после старта, Гайдуковы создали сайт и подключили CRM на платформе Битрикс 24, а также наладили товарный учёт через систему «Мой склад». Сайт был сделан таким образом, чтобы дать клиенту возможность быстро выбрать букет и сделать заказ.
Как получить бонусы на системы для автоматизации бизнеса>>
Если позвонить в любой интернет-магазин цветов, при заказе едва ли не каждого второго букета вам предложат замену. Чтобы не вставать на эти грабли, мы решили остановиться на 12 позициях и обновлять коллекции раз в 3 месяца — на каждый сезон.
В этом случае все букеты будут в наличии, мы практически избавимся от замен и сезонности цветов. Каталог становится лаконичным, клиенту не нужно долго выбирать, а потом слышать от менеджера, что понравившихся цветов нет в наличии. Кроме того нам не придётся держать много разных цветов в холодильнике. Мы всё так же будем привозить цветы утром, а к вечеру холодильник будет пустым.
Простота подбора букета и оформления заказа дополнялась лёгкостью оплаты. Для этого Илья и Кристина подключили ЮKassa.
Я давно знаком с ЮKassa: у неё самый удобный и быстрый способ подключения к сайту, большой выбор возможностей оплаты для клиентов. Мы подключили её сразу и принимаем оплату по сей день. 70% наших клиентов оплачивают заказы банковскими картами.
В январе 2020 MATE Flowers подключили оплату через Google Pay и Apple Pay в ЮKassa, и многие клиенты начали оплачивать букеты в один клик. В Кассе есть 20 способов оплаты, что позволяет вашим покупателям платить так, как удобно.
Читайте по теме: Как бесконтактная оплата растит конверсию
Продвижение MATE Flowers началось с Instagram, и сейчас именно оттуда приходит 90% новых клиентов. Позднее добавились другие инструменты: контекстно-медийная реклама, таргетированная реклама и ретаргетинг. Обороты мастерской стабильно растут, причём сезонность этому никак не мешает.
На цветы есть постоянный спрос: день рождения, мероприятия, годовщины. Многим хочется порадовать любимого человека безо всякого повода. Мы не придерживаемся сезонности, просто стараемся сделать сервис максимально качественным, и люди это чувствуют.
Для доставки MATE Flowers обзавелась собственным штатом курьеров, в периоды повышенного спроса часть заказов перевозят через Яндекс.Такси и Достависта. Цветы кладут в закрытую коробку, чтобы уберечь их от воздействия окружающей среды во время перевозки. С каждым букетом в подарок предоставляется открытка, инструкция по уходу и пакетик с подкормкой.
Рост во время локдауна
Локдаун не застал бизнес Гайдуковых врасплох: продажи онлайн уже были налажены, однако, пришлось потрудиться, чтобы поддерживать их на прежнем уровне. По счастливой случайности в том же здании, где располагалась MATE Flowers, освободилось помещение, поэтому ребятам не пришлось искать новое место для растущей мастерской.
Сначала на самоизоляцию ушли все сотрудники, потом начались проблемы с поставками цветов. Первые две недели самоизоляции мы с супругой работали практически вдвоём, нам помогали только менеджеры на удаленке — это был тоже интересный опыт. Затем частично вернулись сотрудники и мы начали набирать новеньких.
Читайте по теме: Чек-лист для лёгкого запуска бизнеса в любое время
Для работы менеджеров на удалёнке Илья и Кристина подключили IP телефонию — теперь сотрудники могли принимать заказы прямо со своих мобильных телефонов. Уведомления клиентам частично перенесли в WhatsApp, тем самым сократив расходы на смс в 5 раз. Параллельно с этим рекламный бюджет был увеличен в 2 с лишним раза. Заказов стало настолько много, что мастерская едва справлялась с потоком. За апрель оборот MATE Flowers вырос более чем в 2 раза — до 4 млн ₽ при среднем чеке 2 500 ₽.
Метод проб и ошибок
С началом летнего сезона реклама в Instagram стала дороже, поскольку число активных пользователей сети сократилось: пришлось увеличивать бюджет и работать над оптимизацией. Параллельно с этим ребята изучали возможности контекстной рекламы: тестировали запросы и убирали неподходящие ключевые фразы.
На пробы и ошибки было потрачено больше 80% месячного бюджета и мы сильно ушли в минус. Несмотря на все провалы, радует, что мы наконец выходим за пределы зависимости от Instagram и покоряем новые высоты. В ближайшее время к Instagram и контексту добавится Mytarget, TikTok и Facebook, так мы полностью охватим интернет и будем учиться управлять огромной аудиторией.⠀
При всех расходах цена букетов остаётся демократичной. В MATE Flowers не экономят на сырье, но творчески подходят к созданию букета, заставляя недорогие цветы выглядеть эффектно. В перспективе ребята хотят наладить прямые поставки цветов из Европы.
Сейчас MATE Flowers планирует запуск нового сайта и мобильных приложений. Это часть большого плана компании по созданию единой IT-системы.
Мне хотелось бы связать в одном облачном интерфейсе сайт, CRM, финансы, товарный учёт, курьеров и многое другое. Система должна быть открытой, чтобы каждый клиент мог видеть процесс сборки букета и этапы доставки, отследить свежесть цветов от даты поставки и уделить внимание другим важным для себя моментам. Тем самым мы сможем привлечь всё большее внимание людей к качественной флористике вместо покупки на оптовой базе 29 красных роз, которые простоят в домашних условиях не дольше 2 дней.
Как получить скидки на сервисы для оптимизации бизнеса>>
У мастерской большие амбиции: ребята хотят расширить географию и открыть новые точки продаж. Мы желаем им удачи 💙
Масштабировать бизнес куда проще, если основные бизнес-процессы отлажены. ЮKassa позволяет решить вопрос приёма оплаты раз и навсегда: она подключается быстро и бесплатно, позволяет продавать без сайта через выставление счетов, в ней есть рассрочка для клиентов, автоплатежи и другие удобные инструменты. К тому же с ростом оборота тарифы будут всё более выгодными.
Кассе доверяют 120 000 магазинов. Присоединяйтесь и вы 💙
Подписывайтесь на канал, чтобы узнавать про новые бизнес-кейсы первыми.