Найти в Дзене
ЮKassa

Как продавать цветы в интернете и достичь оборота 10 млн ₽ в год

Оглавление

Цветочная мастерская MATE Flowers запустилась в сентябре 2019 года. Её создатели Илья и Кристина Гайдуковы вложили на старте всего 100 тысяч рублей, а сегодня оборот компании уже приближается к 10 млн ₽ Мы побеседовали с Ильёй, чтобы узнать, как добиться успеха в столь конкурентной нише.

Мастерская для друзей

5 лет назад Кристина Гайдукова увлеклась флористикой: прошла обучение и устроилась в цветочный магазин. Вскоре после этого супруги открыли точку в центре Москвы, но из-за разногласий с партнёрами продали им свою долю.

На фото Илья и Кристина Гайдуковы, основатели MATE Flowers
На фото Илья и Кристина Гайдуковы, основатели MATE Flowers

Тогда же Илья продал своё рекламное агентство, поскольку потерял интерес к этой сфере, и буквально через пару месяцев возникла идея открыть MATE Flowers. Это мастерская, миссия которой — стать ближе к покупателю, быть для него приятелем или товарищем. Первые букеты стоили 1500 ₽, но они привлекали внимание и обеспечили магазину первых клиентов.

Читайте по теме: Как вернуть до 21% клиентов на сайт

Сама мастерская располагалась в центре Москвы. Уже в первый месяц работы ребятам удалось выйти в ноль и даже получить небольшую прибыль. Они работали вдвоём, поэтому расходов на зарплату не было.

В первые пару месяцев работы команда разрослась до 5 человек, тогда же Илья и Кристина организовали первые мастер-классы.

Читайте по теме: Как открыть небольшую мастерскую и помогать бизнесу

Мы решили сделать оффлайн-мероприятия, где каждый желающий с любым уровнем подготовки сможет собрать прекрасный букет в нашем стиле под руководством главного флориста. Мастер-классы созданы для знакомства с нами, на них мы практически ничего не зарабатываем, но каждое такое событие — это маленький праздник и много обратной связи, в том числе хороших отзывов на картах Яндекс и Google.

Как зарегистрировать бизнес, не выходя из дома>>

Выход в онлайн

В октябре, то есть через месяц после старта, Гайдуковы создали сайт и подключили CRM на платформе Битрикс 24, а также наладили товарный учёт через систему «Мой склад». Сайт был сделан таким образом, чтобы дать клиенту возможность быстро выбрать букет и сделать заказ.

Как получить бонусы на системы для автоматизации бизнеса>>

Если позвонить в любой интернет-магазин цветов, при заказе едва ли не каждого второго букета вам предложат замену. Чтобы не вставать на эти грабли, мы решили остановиться на 12 позициях и обновлять коллекции раз в 3 месяца — на каждый сезон.
В этом случае все букеты будут в наличии, мы практически избавимся от замен и сезонности цветов. Каталог становится лаконичным, клиенту не нужно долго выбирать, а потом слышать от менеджера, что понравившихся цветов нет в наличии. Кроме того нам не придётся держать много разных цветов в холодильнике. Мы всё так же будем привозить цветы утром, а к вечеру холодильник будет пустым.
Фото из архива MATE Flowers
Фото из архива MATE Flowers

Простота подбора букета и оформления заказа дополнялась лёгкостью оплаты. Для этого Илья и Кристина подключили ЮKassa.

Я давно знаком с ЮKassa: у неё самый удобный и быстрый способ подключения к сайту, большой выбор возможностей оплаты для клиентов. Мы подключили её сразу и принимаем оплату по сей день. 70% наших клиентов оплачивают заказы банковскими картами.

В январе 2020 MATE Flowers подключили оплату через Google Pay и Apple Pay в ЮKassa, и многие клиенты начали оплачивать букеты в один клик. В Кассе есть 20 способов оплаты, что позволяет вашим покупателям платить так, как удобно.

Читайте по теме: Как бесконтактная оплата растит конверсию

Продвижение MATE Flowers началось с Instagram, и сейчас именно оттуда приходит 90% новых клиентов. Позднее добавились другие инструменты: контекстно-медийная реклама, таргетированная реклама и ретаргетинг. Обороты мастерской стабильно растут, причём сезонность этому никак не мешает.

На цветы есть постоянный спрос: день рождения, мероприятия, годовщины. Многим хочется порадовать любимого человека безо всякого повода. Мы не придерживаемся сезонности, просто стараемся сделать сервис максимально качественным, и люди это чувствуют.

Для доставки MATE Flowers обзавелась собственным штатом курьеров, в периоды повышенного спроса часть заказов перевозят через Яндекс.Такси и Достависта. Цветы кладут в закрытую коробку, чтобы уберечь их от воздействия окружающей среды во время перевозки. С каждым букетом в подарок предоставляется открытка, инструкция по уходу и пакетик с подкормкой.

Фото из архива MATE Flowers
Фото из архива MATE Flowers

Рост во время локдауна

Локдаун не застал бизнес Гайдуковых врасплох: продажи онлайн уже были налажены, однако, пришлось потрудиться, чтобы поддерживать их на прежнем уровне. По счастливой случайности в том же здании, где располагалась MATE Flowers, освободилось помещение, поэтому ребятам не пришлось искать новое место для растущей мастерской.

Фото из архива MATE Flowers
Фото из архива MATE Flowers
Сначала на самоизоляцию ушли все сотрудники, потом начались проблемы с поставками цветов. Первые две недели самоизоляции мы с супругой работали практически вдвоём, нам помогали только менеджеры на удаленке — это был тоже интересный опыт. Затем частично вернулись сотрудники и мы начали набирать новеньких.

Читайте по теме: Чек-лист для лёгкого запуска бизнеса в любое время

Фото из архива MATE Flowers
Фото из архива MATE Flowers

Для работы менеджеров на удалёнке Илья и Кристина подключили IP телефонию — теперь сотрудники могли принимать заказы прямо со своих мобильных телефонов. Уведомления клиентам частично перенесли в WhatsApp, тем самым сократив расходы на смс в 5 раз. Параллельно с этим рекламный бюджет был увеличен в 2 с лишним раза. Заказов стало настолько много, что мастерская едва справлялась с потоком. За апрель оборот MATE Flowers вырос более чем в 2 раза — до 4 млн ₽ при среднем чеке 2 500 ₽.

Метод проб и ошибок

С началом летнего сезона реклама в Instagram стала дороже, поскольку число активных пользователей сети сократилось: пришлось увеличивать бюджет и работать над оптимизацией. Параллельно с этим ребята изучали возможности контекстной рекламы: тестировали запросы и убирали неподходящие ключевые фразы.

На пробы и ошибки было потрачено больше 80% месячного бюджета и мы сильно ушли в минус.⁣⁣ Несмотря на все провалы, радует, что мы наконец выходим за пределы зависимости от Instagram и покоряем новые высоты.⁣⁣ В ближайшее время к Instagram и контексту добавится Mytarget, TikTok и Facebook, так мы полностью охватим интернет и будем учиться управлять огромной аудиторией.⁣⁣⠀

При всех расходах цена букетов остаётся демократичной. В MATE Flowers не экономят на сырье, но творчески подходят к созданию букета, заставляя недорогие цветы выглядеть эффектно. В перспективе ребята хотят наладить прямые поставки цветов из Европы.

Фото из архива MATE Flowers
Фото из архива MATE Flowers

Сейчас MATE Flowers планирует запуск нового сайта и мобильных приложений. Это часть большого плана компании по созданию единой IT-системы.

Мне хотелось бы связать в одном облачном интерфейсе сайт, CRM, финансы, товарный учёт, курьеров и многое другое. Система должна быть открытой, чтобы каждый клиент мог видеть процесс сборки букета и этапы доставки, отследить свежесть цветов от даты поставки и уделить внимание другим важным для себя моментам. Тем самым мы сможем привлечь всё большее внимание людей к качественной флористике вместо покупки на оптовой базе 29 красных роз, которые простоят в домашних условиях не дольше 2 дней.

Как получить скидки на сервисы для оптимизации бизнеса>>

У мастерской большие амбиции: ребята хотят расширить географию и открыть новые точки продаж. Мы желаем им удачи 💙

Фото из архива MATE Flowers
Фото из архива MATE Flowers

Масштабировать бизнес куда проще, если основные бизнес-процессы отлажены. ЮKassa позволяет решить вопрос приёма оплаты раз и навсегда: она подключается быстро и бесплатно, позволяет продавать без сайта через выставление счетов, в ней есть рассрочка для клиентов, автоплатежи и другие удобные инструменты. К тому же с ростом оборота тарифы будут всё более выгодными.

Кассе доверяют 120 000 магазинов. Присоединяйтесь и вы 💙

Подписывайтесь на канал, чтобы узнавать про новые бизнес-кейсы первыми.