Предложение весной 2010 г. вывезти скульптуру Русалочки у пристани Лангелиние (Langelinie) на всемирную выставку в Шанхай вызвало у датчан праведный гнев, которые заявили что «из страны нельзя вывозить её национальный символ». Другие недоумевали и не могли понять как «данная скульптура изначально стала культурным объектом национального значения».
В действительности скульптура, установленная у пристани в 1913 г. и созданная Эдвардом Эриксеном (1876-1959), посвящена не литературному персонажу сказки Х. Андерсена, а датской балерине Эллене Прайс (1878-1968), исполнившей роль русалочки в одноимённом балете в 1909 г. Изначально копенгагенская русалочка не пользовалась особым вниманием туристов, а основным украшением Лангелиние считался Фонтан Гефион (Gefionspringvandet), так как в начале 20 в. североевропейские мифы и сказания были довольно популярны.
Русалочка как символ сказочной и умиротворённой Дании
Русалочка начинает превращаться в главный туристический символ Копенгагена в 1930-х гг. Туристический союз Дании (Turistforeningen for Danmark) в этот период стремился создать образ спокойной и умиротворённой страны, наполненной сказкой и романтикой. В 1935 г. в ходе небольшого исследования индустрия туризма пришла к выводу, что Русалочка пользуется большей популярностью среди иностранцев чем Национальный музей Дании. Соответственно в туристических брошюрах создаётся образ «сказочного Копенгагена Х. Андерсена» и Русалочку начинают упоминать намного чаще, однако своего пика популярности Русалочка достигла уже после Второй мировой войны после выхода голливудского фильма «Ханс Кристиан Андерсен» 1952 г. с Дэнни Кэем в главной роли, где был создан образ «Чудесного Копенгагена». Таким образом, Русалочку как национальный образ Дании создали туристы и американский Голливуд.
Русалочка как поле битвы
Однако не все согласились принять Русалочку в качестве элемента датской идентичности, что положило начало традиции акций вандализма в отношении данной скульптуры. Первая подобная акция произошла в 1964 г., когда Русалочке отрезали голову как знак протеста против того понимания национального самовосприятия, который она символизировала. Последующие акции только закрепили статус Русалочки в качестве символического поля битвы за датскую идентичность. Русалочка использовалась и как платформа для политических манифестов, её одевали в бурку, разукрашивали в розовый цвет или ставили ей в руки непристойные объекты.
Забвение
В 2000 г. датское туристическое объединение с обновлённым названием «VisitDenmark» выступило с обновлённой концепцией туристического имиджа Дании – Branding Denmark. Несмотря на то, что обновлённый имидж опирался на всё те же постулаты 1930-х гг., то есть делалась ставка на размеренный образ датской жизни, свободу, качество и датский дизайн, для Русалочки в рамках нового имиджа места уже не нашлось. Это выглядит ещё парадоксальнее, если учесть, что в 2005 г. состоялось широкое празднование 200-летия со дня рождения Ханса Кристиана Андерсена.
Может быть, поэтому было принято решение временно отправить скульптуру на выставку в Шанхае, чтобы она могла обновить свой статус в качестве национального символа, но уже в рамках глобализации.