Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Новые похождения Кота в сапогах" (СССР, 1958) и "Вечера на хуторе близ Диканьки" (СССР, 1962)

Новые похождения Кота в сапогах. СССР, 1958. Режиссер Александр Роу. Сценарист Сергей Михалков (по собственной пьесе «Смех и слёзы» и сказкам: «Кот в сапогах» Шарля Перро и «Любовь к трём апельсинам» Карло Гоцци). Актеры: Мария Барабанова, Анатолий Кубацкий, Вячеслав Жариков, Ольга Горелова, О. Крылова, Ирина Асмус, Степан Каюков, Тамара Носова, Георгий Милляр, Лидия Вертинская и др. 15 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

В своей монографии киновед Нина Спутницкая обращает внимание читателей, что «авторы модернизировали сказку, введя в нее актуальные элементы и знаки советской культуры. Маркиз Карабас, Кот и министр Патисоне заимствуют задорные песни из детского фольклора: «Каравай», «Вышел зайчик погулять». Протагонист делает зарядку под пионерскую песенку, а речь короля изобилует современными словами: худсовет, контрамарки, проходная, гомеопатия и т.д. Имена русифицируются, мотивы советизируются. Но главным героем сказки остается трикстер – Кот. Необычное решение для Роу – пригласить на роль животного актрису-травести Марию Барабанову. Но когда лукавый «адъютант» маркиза Карабаса оборачивается животным – котом Барсиком – питомцем Любы, Роу, наконец, чувствует свою стихию. Исчезает скованность, натурные съемки придают картине особенное очарование. … Отказ от сказочной логики, некоторая разностильность, сплетение разных по природе мотивов в «Похождениях Кота в сапогах» оправданы сновидением. В картине присутствует сатира, но не острая, наличиствует немало любопытных пластических решений, например – прибытие гостей из королевства Домино. Эскизы декораций Петра Галаджева355 и костюмов Евгения Галей – безусловно, произведения искусства. Но ни складные диалоги, ни задорные песни не спрятали отсутствия искрометности в фильме. Очевидна осторожность актеров и режиссера, поэтому в этой сказке не проявился в полной мере темперамент Роу» (Спутницкая, 2018: 209-211). Спутницкая Н.Ю. Птушко. Роу: мастер-класс российского кинофэнтези. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2018. 371 с.

-3

Вечера на хуторе близ Диканьки. СССР, 1962. Режиссер и сценарист Александр Роу (по одноименному произведению Н.В. Гоголя). Актеры: Людмила Мызникова, Юрий Тавров, Александр Хвыля, Людмила Хитяева, Сергей Мартинсон, Анатолий Кубацкий, Вера Алтайская, Георгий Милляр и др. 15 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-4

Знаток творчества Алепксандра Роу - киновед Нина Спутницкая отмечает, что «адаптируя для экрана прозу Гоголя, режиссер увлеченно создает по-настоящему сказочный мир чудес. Игрушечный месяц поднимается в темном звездном небе и ведьма на помеле взмывает ввысь. Черт следит за ней и томительно вздыхает. Роу внимателен к тексту, с удовольствием обращается к фантастическому пласту, правда, иногда пренебрегая реалистическими деталями первоисточника. Его Солоха собирает удивительные звезды, да не только в рукава кладет добычу, а целую суму наполнила. И только тогда начнется повествование о противостоянии Вакулы (Юрий Тавров) и нечистого. … Визуальный облик фильма строится на эстетике лубка и приеме оживших иллюстраций детской книги. Волшебны зимние пейзажи, режиссер любуется народными гуляниями, захватывающими катаниями на санках. Удержавшись от назидания киносказочник, верно передает интонацию «Вечеров». Его интерпретация – детская, новогодняя, заряжает оптимизмом, заражает атмосферой праздничного веселья. Истинный ценитель фольклорной культуры Роу не может удержаться от подробного показа обрядов колядования на селе. В «Вечерах» узнается веселый, оригинальный, жизнерадостный рассказчик, сказочник. Роу близко гоголевское понимание фантастики. От писателя он наследует тягу к трикстериаде и наслаждается фольклорной мощью текста. Но орнаментальная проза и сказовая манера повествования уступают место тщательному воспроизведению трюкового сюжета. Лирическая же линия, как и в его «Майской ночи» получилась натужной» (Спутницкая, 2018: 217, 220). Спутницкая Н.Ю. Птушко. Роу: мастер-класс российского кинофэнтези. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2018. 371 с.

-5

Итак, это были мнения киноведа.

А каковы Ваши мнения об этих сказках Александра Роу, уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2020