У многих педагогов возникает желание усовершенствовать образовательный процесс, пусть в рамках уроков по преподаваемому предмету, но…. А происходит это в тех случаях, когда есть необходимость. Более того, это прописано в Профстандарте и функциональных обязанностях, и объединено собирательным термином «методическая работа».
В этом вопросе у меня всегда возникало два вполне (на мой взгляд) логичных «Почему?»:
1. Педагог должен заниматься разработкой и совершенствованием методик, когда есть методисты институтов повышения квалификации, методисты в образовательных учреждениях (замы по метод работе и отдельные специалисты);
2. Такая работа осуществляется и рассчитана на личное время педагога, так как на переменах он должен дежурить в коридоре, отвечая за жизнь и здоровье детей, в то время, когда нет уроков по расписанию, заполнять журналы, выполнять поручения завучей и многое другое.
В силу этих причин, педагог вынужден искать решения (и методические) проблемы нехватки времени. Что делаем? Логично! Гуглим?
Что нам предлагают «методисты» - под ними я понимаю всех тех коллег, которые предлагают всяческие лайф-хаки и методики тайм-менеджмента, применяемые в бизнесе и иных сферах деятельности, где тоже нужно все успеть.
Приведу примеры крайне бесполезных советов для педагогов, пояснив, почему они не работают.
Топ-3 глупых методических «хайф-лаков» (намеренно поменяла буквы):
1. Чек –лист урока – это лишняя работа
У учителя на уроке должен быть план-конспект, для которого «чек-лист» уже разработан – это структура урока и включает в себя 5 ключевых этапов.
В конспекте учитель:
обозначает цель и задачи урока (задачи должны отражать знания, умения и навыки);
механизм (методические приемы и формы обучения) для решения поставленных задач;
дидактические материалы для анализа и проверки полученных знаний, а также их оценки;
комплекс заданий для самостоятельного освоения знаний, умений, навыков – домашнее задание.
Молодым педагогам пользоваться таким приемом категорически запрещено. У педагога, со стажем до 3 лет обязательно должны быть:
Развернутое календарно-тематическое планирование;
Развернутый план-конспект урока.
В завершении ко всему, если учитель приходит на урок только с одним чек-листом, то занятие превращается в импровизацию, а это нарушение!
2. Цветные кружочки и смайлы в качестве оценок
Использование таких способов оценивания допускается в первом классе, так как в первом полугодии им по закону нельзя ставить! или можно не ставить оценок. Сам процесс приучения детей к образовательной деятельности происходит через игру. Кроме того, для детей важно поощрение, похвала, оценка. Именно поэтому в детсадах применяют такие простые методы поощрения, которые сохраняются в первом полугодии 1 класса в школе, являющегося адаптационным периодом.
Но! Когда такие методы оценивания видишь в среднем и даже в старшем звене, то воспринимаешь такое «методическое» решение, как ошибку или нарушение. Таким образом, урок перестает быть таковым и приобретает черты внеклассного мероприятия.
Делить класс на группы «фиолетовых» и «зеленых» при использовании методов групповой работы тоже не рекомендуется. Этот момент стоит делегировать самим ребятам, либо вообще не заострять на нем внимание.
3. Лайф-хак о том, как сэкономить время на подготовку к уроку
На эту уловку из серии «простой маркетинг» попадаются и молодые и опытные учителя, так как проблема актуальна для всех. Цель таких заголовков – привлечь читателя, а не помочь ему решить его проблему. Далее, предлагаются банальные и известные всем методы, которые еще больше отнимают времени. Так, в рекомендациях одной из таких статей мне предложили сделать план урока! Нееет, не привычный нам конспект, а план о том, что и зачем (по порядку) будете делать на уроке. Далее подобрать к этому плану дидактические материалы, придумать игры. Смысла тратить на это время нет, так как конечным результатом подготовки учителя к уроку должен быть полноценный конспект.
Коллеги, еще никто не придумал метода работы, на которую не нужно тратить времени и сил.