Казалось бы это настолько разные сферы железная дорога и морская навигация, но как это ни странно звучит, они всё же имеют что-то очень важное, объединяющее их между собой в техническом плане. Так что же это такое?
Для организации движения поездов на железной дороге, также как и в мореплавании, применяются видимые сигналы, которые подаются различными сигнальными приборами (светофоры, семафоры, фонари и т.д.). Основная деталь этих сигнальных приборов - это оптическая линза, которая имеют свою историю и конечно же изобретателя.
Линза Френеля - одна из самых известных оптических деталей. Идея разработки и производства линз принадлежит целому кругу инженеров, физиков и математиков, в числе которых были французы Огюстен Жан Френель, Николь де Кондорс, граф де Бюффон, а также шотландский физик Дейвид Брюстер.
Все вышеперечисленные учёные предлагали различные варианты производства для эксплуатации оптических линз, но именно линза инженера Френеля для морских маяков и дала старт для новой оптической техники. Первая линза Френеля была применена в 1823 году в Кондуанском маяке. Свет маяка можно было увидеть на расстоянии более 32 км.
Впоследствие линзы инженера Френеля, помимо морских маяков, стали массово применяться и на железнодорожном транспорте.
Для сигнальных огней на семафорных фонарях (предшественников светофоров) также применяются линзы Френеля. Семафоры до сих используются как вид сигнализации в Тверской области на участке Кувшиново-Соблаго и кое где в Карелии.
Их можно увидеть в линзовых светофорах (правда в последнее время линзовые светофоры активно заменяются более современными - светодиодными).
А на малодеятельных участках российских железных дорог, там где нет никаких средств автоматической централизации, - "флюгарках" (освещаемых указателях) ручных стрелочных переводов.
В старых ручных железнодорожных фонарях, с которыми ходили путевые обходчики вдоль своего околотка, встречали поезда дежурные стрелочных постов и станций, сигналисты, тоже имелись линзы Френеля.
Благодаря линзам Френеля на железной дороге обеспечивается необходимая видимость сигналов как днём так и ночью на расстоянии согласно требованиям, установленными ПТЭ (правилами технической эксплуатации).
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram