Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

Что общего в техническом плане объединяет железную дорогу и морской маяк?

Казалось бы это настолько разные сферы железная дорога и морская навигация, но как это ни странно звучит, они всё же имеют что-то очень важное, объединяющее их между собой в техническом плане. Так что же это такое?

Фото из открытых источников в сети
Фото из открытых источников в сети

Для организации движения поездов на железной дороге, также как и в мореплавании, применяются видимые сигналы, которые подаются различными сигнальными приборами (светофоры, семафоры, фонари и т.д.). Основная деталь этих сигнальных приборов - это оптическая линза, которая имеют свою историю и конечно же изобретателя.

Фото из открытых источников в сети
Фото из открытых источников в сети

Линза Френеля - одна из самых известных оптических деталей. Идея разработки и производства линз принадлежит целому кругу инженеров, физиков и математиков, в числе которых были французы Огюстен Жан Френель, Николь де Кондорс, граф де Бюффон, а также шотландский физик Дейвид Брюстер.

Все вышеперечисленные учёные предлагали различные варианты производства для эксплуатации оптических линз, но именно линза инженера Френеля для морских маяков и дала старт для новой оптической техники. Первая линза Френеля была применена в 1823 году в Кондуанском маяке. Свет маяка можно было увидеть на расстоянии более 32 км.

Огюстен Жан Френель (1788-1827гг.)
Огюстен Жан Френель (1788-1827гг.)

Впоследствие линзы инженера Френеля, помимо морских маяков, стали массово применяться и на железнодорожном транспорте.

Для сигнальных огней на семафорных фонарях (предшественников светофоров) также применяются линзы Френеля. Семафоры до сих используются как вид сигнализации в Тверской области на участке Кувшиново-Соблаго и кое где в Карелии.

Входной нечётный двукрылый семафор на станции Селижарово. Тверская обл., ветка Торжок-Соблаго, ОКТ жд. Фото найденное на просторах сети
Входной нечётный двукрылый семафор на станции Селижарово. Тверская обл., ветка Торжок-Соблаго, ОКТ жд. Фото найденное на просторах сети

Их можно увидеть в линзовых светофорах (правда в последнее время линзовые светофоры активно заменяются более современными - светодиодными).

Линза Френеля в выходном карликовом светофоре на станции Соблаго, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев
Линза Френеля в выходном карликовом светофоре на станции Соблаго, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

А на малодеятельных участках российских железных дорог, там где нет никаких средств автоматической централизации, - "флюгарках" (освещаемых указателях) ручных стрелочных переводов.

Горящая в ночи "флюгарка" ручного стрелочного перевода в районе пятого поста на станции Осташков. Тверская обл., участок Бологое-Великие Луки, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев
Горящая в ночи "флюгарка" ручного стрелочного перевода в районе пятого поста на станции Осташков. Тверская обл., участок Бологое-Великие Луки, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

В старых ручных железнодорожных фонарях, с которыми ходили путевые обходчики вдоль своего околотка, встречали поезда дежурные стрелочных постов и станций, сигналисты, тоже имелись линзы Френеля.

Старый ручной жд фонарь путевого обходчика из коллекции автора канала "Заповедная магистраль"
Старый ручной жд фонарь путевого обходчика из коллекции автора канала "Заповедная магистраль"

Благодаря линзам Френеля на железной дороге обеспечивается необходимая видимость сигналов как днём так и ночью на расстоянии согласно требованиям, установленными ПТЭ (правилами технической эксплуатации).

Февральской ночью в нечётной горловине на станции Осташков. Тверская обл., участок Бологое-Великие Луки, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев
Февральской ночью в нечётной горловине на станции Осташков. Тверская обл., участок Бологое-Великие Луки, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram