Найти в Дзене
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

ПОЧЕМУ, МАРКСИСТСКУЮ ФИЛОСОФИЮ ТРУДНО НАЗВАТЬ МАТЕРИАЛИСТИЧНОЙ

.

Когда Карла Маркса, и всех тех философов, из числа продолжателей Маркса, которые представляли собой философию, в широком смысле именуемую марксистской называли и продолжают называть материалистами, впадают по меньшей мере, в философское противоречие, а по большей мере в казус. Еще было нелепее с этой точки зрения, коммунистов, с их идеализмом, называть материалистами. Не логичнее ли капиталистов называть материалистами? Это одна, эмпирическая сторона вопроса. А вторая, собственно философская сторона вопроса состоит в том, что кто, как не Маркс, и не марксисты восстали против золотого тельца , а с ним и против царства всего материально-денежного , замыкающего человека в рабстве у материи, и кто как не марксисты - открыли свой диалектический исторический метод - (с точки зрения марксистов единственно правильный путь) на пути освобождения человека? Почему же, в таком случае исторический метод марксисты именовали материалистическим?

.

БЫЛ ЛИ МАРКС ФИЛОСОФОМ ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ

.

Когда Маркса называют философом великой матери, (подразумевая материализм Маркса, в том контесте, в каком материя олицетворяет начало пассивное и женское, ) допускают грубую философскую ошибку, поскольку, у Маркса первична активность человека , даже более активна чем у Гегеля, у которого эта же активность производна от Идеи. У Маркса же активность человека лишь обусловлена исторически, но ни от чего не производна, в том числе и от истории, поскольку, субъект по Марксу производит историю, в ней узнавая (или забывая) себя, в той мере, в какой и личность и общество очеловечивают мир. Как писал Дьердь Лукач, в отличие от старого материализма , (в т. ч. и дарвинского, где человек -лишь объект, у Маркса человек - деятельный субъект.)

.

КТО УПРЕКАЕТ МАРКСА В МАТЕРИАЛИЗМЕ

.

Кто Маркса чаще всего упрекает в материализме? Помимо натур христианских, или художественно-духовных, в материализме, Маркса часто упрекают и современные традиционалисты, не всегда понимая, что смешивать практицизм и материализм - далеко не одно и тоже. Не беря в расчет и того, что Маркс рассматривал человека - в сфере его сугубо материального, мирского, исторического и деятельного аспекта , не затрагивая его существо, выходящее за эти границы. На самом деле, традиционалисты - усложняют философию , но упрощают саму жизнь., и потому часто выбирают лишь прошлое. А марксизм, может быть, отчасти упрощал философию , но усложнял жизнь, и потому, ставил на будущее. Хотя насколько будущее удалось - другой вопрос.

.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МАРКСИСТСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ

.

С точки зрения Дьердя Лукача , материализм в марксистском понимании совсем не обозначает первичность материи по отношению к духовному. Материализм родился из другого, скорее сугубо человеческого понимания объективности исторических ступеней, и скорее противостоял гипостазированию идеального в подмене диалектически обуславливаемых материалистических процессов . По словам Лукача, такой, новый материализм (в отличие от наивного) подразумевал - прежде всего связь между отдельным человеком и родовым. Так , этическим поступком можно назвать поступок личности, которая из своей партикулярности возвышается до родового. Отчасти, этому пониманию этики был близок и Кант, с его категорическим императивом Поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом».То есть, материализм марксистов был своего рода идеализмом, его материалистически-объективной ступенью. Все идейное с точки зрения марксистов выступало как процесс обобщения духовного опыта в поколениях - в то же время отражаясь в отдельной личности, которая могла бы найти себя только при наступлении коммунизма.

Дьердь Лукач , венгерский философ
Дьердь Лукач , венгерский философ


СРАВНИВАЯ МАРКСА И ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА

.

Странно, но такому пониманию идейного, и духовного был близок и Владимир Соловьев, который писал, что все духовное и идейное появляется в самом начале мироздания, предшествуя материальному, однако, проявляется оно на земле, не вначале а уже в конце. С таким порядком проявления связано и Прекрасное , которое появляясь как нечто первое, проявляется, или открывается только в поздние моменты культуры, или религиозного сознания . Только, разумеется, Владимир Соловьев был христианским идеалистом , в отличие от Дьердя Лукача. Однако, и с точки зрения марксистской философии, духовное и прекрасное проявляется позднее , в зрелом опыте людей, и коллективного сознания. Правда в отличие от диалектики Соловьева - во взглядах марксистов оно связано с чисто человеческой культурной деятельностью. А на вопрос могло ли появиться некое идеальное в самом начале - марксизм не отвечает, да и на задает таких вопросов, что бы не потеряться в них, выпав из своей сферы.

Вл. Соловьев, философ
Вл. Соловьев, философ


.

КАКУЮ СТУПЕНЬ ЯВЛЯЛ МАТЕРИАЛИЗМ МАРКСИСТОВ

.

Чем в сущности был материализм марксистов? Марксизм рассматривающий и труд, и культуру и эволюцию как объективацию культурно-исторических процессов, видел в материи прежде всего предпосылки для последней, исходя из такого стремления - в котором коллективный опыт культуры, науки, и производства, его духовное наследство отразилось бы в простом рабочем, в простом крестьянине, или в самом обычном человеке. В этом смысле марксизм был истолкованием мысли эпохи - Просвещения в христианском, однако, уже секуляризованном ключе. В отличие от старого материализма ,(вульгарного или наивного) , стихией новых марксистских материалистов стала не материя, а история, ее законы, ее провидческая в событиях и поколениях людей мысль, которую смог бы осуществить - лишь пролетариат - в наступлении желанной эры Коммунизма. Стихия марксистского материализма это прежде всего история , а развитость и свобода отдельной личности подразумевали сознание коллективное отразившееся в сознании индивидуальном. Правда, такой человек ,или индивид мог бы появиться при Коммунизме.

.

В КАЧЕСТВЕ НЕКОТОРОГО ЗАВЕРШЕНИЯ МОЕГО ОЧЕРКА

.

Можно вспомнить слова советского философа Э. Ильенкова что марксизм и есть гегельянство двадцатого века. В этих словах и содержится ключ. На самом деле, материализм марксистов исходящий не только из Маркса, но и из Гегеля - не просто продолжил диалектический метод Гегеля , а довел его до конца - и потому прежде всего исходил из объективизма. Любой идеализм с точки зрения марксистов - являл идеализм субъективный, даже когда последний называл себя "идеализмом объективным". Каждый же подлинный объективизм (включая и "объективный идеализм")с точки зрения марксистов - уже материализм, под которым марксизм подразумевал связь общества с историей , и связь личности с культурой. В этом (плюс ставка на науку, на прогресс) и лежал ключ того, что марксизм называл материализмом. Под прогрессом же марксизм подразумевал род очеловечивания истории. То есть историю, которую творит человек, а не анонимные человеку силы. Последнее обстоятельство связано опять же с сознанием. Но марксизм и был философией Сознания.

Эвальд Ильенков , советский философ
Эвальд Ильенков , советский философ

*

P. S.

Совместимы ли марксизм и христианство? Марксизм (во многом ,вышедший из христианства) , и христианство, на которое повлиял в двадцатом веке, и марксизм - обуславливают друг друга.