Найти тему

Шалва Амонашвили Как любить детей

Прочитал интересную книгу педагога и психолога, доктора психологических наук, академика Российской академии образования, современного классика гуманной педагогики Шалвы Александровича Амонашвили.

На счету Шалвы Александровича огромное количество книг, посвящённых любви к детям, их воспитанию и глубокому пониманию детской психологии. В своих книгах он говорит о том, что главная задача родителей и учителей работать с сердцами наших детей. Одним из его высказываний, обращенных к учителям были слова: "Не обманывайтесь, ибо дети, так же,как Бог, видят всё".

Шалва Амонашвили известен тем, что создал новое направление - безотметочное обучение. Оно было настолько новым и настолько "святым", что было резко отвергнуто обществом. То время (в прочим как и наше) отличается тем, что преподавателям важно ставить отметки, а не обучать учеников. Шалва Александрович решил пойти другим путем.

Если бы десятая часть преподавателей использовали бы эти методы в своей трудовой деятельности, то мир бы преобразился.

Уровень не только лишь детского ума и эрудированности повышается в разы, но и их нравственность растет до небесных высот.

Детей надо любить не только красиво, но с чувством глубокой ответственности за их будущее, их надо любить всей своей жизнью, надо любить их постоянно. Это значит заботиться о них, о каждом из них, вдохнуть в них мужество бороться против тьмы, учить их самим строить и облагораживать жизнь для себя и для других и защитить её. Таков вывод автора книги, который сделал попытку осмыслить свою богатую педагогическую жизнь с целью проследить за зарождением и становлением в нём любви к детям.

Эта книга, как дружеский диалог с мудрым человеком. Книга рассказывает опыт автора. Как он сам учился и что он понял, когда был маленьким. До седьмого класса Шалва Амонашвили был круглым двоечником, но в итоге окончил школу с золотой медалью. Его отношение к учёбе изменила новая учительница по грузинскому языку, которая оказала на него огромное влияние. Она относилась к детям с интересом и уважением. Личность ребёнка стала центральным понятием концепции гуманной педагогики, которую разработал Шалва Амонашвили.

На разных примерах своей школы, автор показывает, как не надо обучать и как обучать лучше. Шалва Амонашвили рассказывает также про свою карьеру и свою экспериментальную школу. Из книги мы не так много узнаем о гуманной педагогике, но она поможет глубже вникнуть в задумку автора. И понять, что обучение это прежде всего воспитание, а потом уже знания. Что через интерес к учебе можно достигнуть большего, даже в плане дисциплины, чем через обязаловку и прочих методов "ежовых рукавиц". Чтение этой книги очищает и вдохновляет, хочется смотреть на мир другими глазами, видеть хорошее и постигать безусловную любовь. Побольше бы таких педагогов и вообще людей, как Шалва Амонашвили. Эта книга рекомендуется к прочтению не только преподавателям, но и родителям, которые хотят воспитать хороших детей.

По традиции несколько достойных цитат из книги:

1. Детей надо защищать от одиночества и чувства ненужности, от обмана, нечестности, эгоизма, неуважения к людям, от телесных наказаний и насилия, от заласканности.

2. Уважайте незнание Ребёнка. Уважайте труд познания. Уважайте неудачи и слёзы. Уважайте собственность Ребёнка и его бюджет. Уважайте право Ребёнка быть тем, кто он есть. Уважайте тайны и отклонения тяжёлой работы роста. Уважайте его текущий час и сегодняшний день.

3. Педагогическая Любовь велит нам защищать детей. Защищать их от невоспитанных воспитателей, от учителей невежд, от штампованных уроков и пустых нравоучений, от отупляющих домашних заданий, от наводящих ужас и страх контрольных и проверок, от града отметок и одурманивающих сознание баллов, от скуки, от насилия учебников, от корыстных государственных программ, от постоянного чувства вины, от вынужденной лжи и агрессии, от равнодушия, от сквернословия, от недоверия, от посягательств взрослых, от "опошляющей реальности", от "торгашеского направления", от чувства собственности, от бездуховности и безбожия, от растлевающего влияния средств массовой информации, от насилия безнравственных развлечений, от пошлых чувств и мыслей, от дурных зрелищ и дурной музыки, от общественной злобы, от посягательств государства на своих юных граждан.

4. Дети будут преуспевать в своём духовно-нравственном становлении и познании наук в той мере, в какой всем и каждому достанется благотворная энергия педагогической любви. И чем больше будет наполнено образовательное пространство этой энергией, тем богаче закипит в нём жизнь детей.

5. Полюби детей, подружись с ними, помоги им и защити каждого. Вспомни о чём ты мечтал в их возрасте, чего тебе не хватало в школе. Это было то, чем она руководствовалась сама, воспитывая меня и моих одноклассников.

6. Кого любит Любовь? Всех: и того, в ком она есть, и того, в ком её нет. Кого ненавидит Любовь? Нет такого. Кого больше любит Любовь? Свою сущность - Бога. А у Бога есть избранник на Земле? Есть: это — дети.

7. От кого мне приходилось защищать детей? От агрессии взрослых - иногда от собственных родителей, иногда от своих учителей. Какая нужна была детям помощь? Чтобы они разобрались в себе, чтобы поверили в свои силы и свои способности, чтобы умели налаживать отношения.

8. Слова Януша Корчака: "Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается".

9. Вспоминая сегодня те годы, я понимаю, что была у меня тогда ещё одна работа, которая двигала всё это. Она была внешне невидимая, не отражалась в планах. Суть её определила Дейда Варо: полюби, подружись, помоги, защити. Я усердно следовал этим наставлениям, хотя с большими усилиями: нужны были терпение и мудрость.

10. Целью воспитания провозглашается облик Благородного Человека.
Всеначальной энергией всех сфер образовательной действительности является Любовь к Ребёнку.

11. Что знала обо мне моя учительница? Знала всё, что ей было необходимо знать. Знала и то, чего я сам о себе не знал. Она знала, как меня надо любить, чтоб спасти.

12. Школа - это лестница восхождения души и духовности растущего человека. Учитель - это душа, носитель Света. Образование - это процесс раскрытия в человеке образа Творца. Гуманный - это человек, ищущий в себе связь с Высшим.

13. Любить детей и каждого ребёнка надо: искренне, честно, от всего сердца, спокойно, терпеливо, доверительно, нежно, красиво, изящно, преданно, постоянно, без условностей, воодушевлённо, вдохновенно, увлечённо, заботливо, мужественно, понимающе, с уважением, утверждением, возвышением.

14. Первый вывод: Ребёнок есть явление в нашей земной жизни. Он родился, потому что должен был родиться. Второй вывод: Ребёнок есть носитель своего предназначения, своего пути, своей миссии. Третий вывод: Ребёнок есть носитель неограниченной энергии духа, он всё может.

15. Вспыльчивый Ребёнок, не помня себя, ударил - взрослый, не помня себя, убил. У простодушного Ребёнка выманили игрушку - у взрослого выманили подпись на документе. Легкомысленный Ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет - взрослый проиграл в карты всё своё состояние. Из этого следует вывод, о котором мир до сих пор не знал, и он должен изменить наше сознание, наше отношение к детям и к самим себе: "Детей нет - есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными впечатлениями и иной игрой чувств".

16. Первый постулат: я признаю реальность Творца, Бога и постоянно развивающего мира. Второй постулат: признаю бессмертие человеческого духа как сущностной части мира, и его вечную устремлённость к совершенствованию, цель которого - стать соработником у Бога в сотворении мира. Третий постулат: признаю, что земная жизнь есть отрезок пути восхождения человека.

17. Если учитель имеет только Любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только Любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе Любовь к делу и ученикам, то он - совершенный Учитель.